Что такое аниме?
Вопрос совершенно необъятный. Референсное (образцово–показательное)
определение звучит так: Аниме — мультипликация, созданная в Японии и
для показа (преимущественно) японской аудитории.
Определение довольно точное. Хочу обратить внимание, именно японская
целевая аудитория во многом определяет специфику аниме, то, чем оно
отличается от всякой прочей анимации.
Собственно, о различиях между «сферической анимацией в вакууме» и
аниме.
Во–первых, основное и главное — это длительность. (О мувишках и овашках
чуть позже). Формат сериала является ключевым для аниме. Длинное
повествование, насыщенное подробностями, второстепенными деталями,
побочными сюжетными линиями. Это основное. Ни одна анимационная школа в
мире не сумела довести анимацию с уровня рассказов до уровня романов (в
книжной терминологии).
Большей частью, всё то, о чём будет написано ниже, становится возможным
именно потому, что долгое (неторопливое!) повестовование даёт
возможность ощутить атмосферу, понять и принять идеи.
Другой чертой аниме, разумеется является атмосфера. Это не эксклюзивное
свойсто аниме. Каждый второй мультфильм в мире претендует на свою
атмосферу. Но, обычно, она задаётся или шаблонным стереотипом (раз на
экране Дед Мороз, значит праздничная атмосфера, если пират —
приключенческая) или буквально несколькими штрихами. Оно и понятно.
Уложиться в несколько минут, отведенных на короткий мультфильм (даже
полтора–два часа для мувика) для передачи атмосферы с помощью нюансов,
намёков — это слишком большая роскошь. В аниме, где количество серий
колеблется от 12-13 (очень маленькая ТВ) до 26-96 (средняя
продолжительность) и, порою, переваливает за 1000 (это экзотика), сам
бог велел часть этого времени потратить на тщательную прорисовку
атмосферы.
Третья особенность. Это, разумеется, сейю (актёры, озвучивающие
персонажей). Вообще, о школе японской озвучки следует писать много и
только хорошее. Это самая сильная школа озвучки, существовавшая
когда–либо. Именно как школа. Были удачные и хорошие голоса во всякой
анимации, во всякое время. Но вот так вот, чтобы в поставленном на
поток процессе, почти каждая вещь была на таком высоком уровне, это
почти нонсенс и нарушение эмпирического правила «чем больше количество,
тем ниже качество». Сейю придают вообщем–то не слишком хорошо
прорисованным персонажам индивидуальность, дают каждому из героев свой
характер, дают произносимым ими словам силу и эмоциональную
убедительность.
Именно передача эмоций — вот конёк аниме. Вся гамма чувств. От мягкого
и сонного характера «тормознутой девочки»(Azumaga Daioh) до ярости и
ненависти. От робкого первого, только зарождающегося, чувства любви до
страстного и убедительного признания.
Четвертая особенность. Конвеерность. Сериал на то и сериал.
Производство сериалов должно быть массовым. Иначе это уже не сериалы.
Традиционно, мысль о массовом, серийном производстве художественных
произведений вызывает мысль о третьесортной штамповке, о халтуре и
принципе «всё схапают». Для Японии это не так. Перевод изделия на
серийные рельсы (будь то вещь или художественное произведение) не
означает его ухудшения (вспомним, пресловутую японскую технику), а лишь
появление «отточенности». Когда одно за другим изделие, становится одно
лучше другого.
Пятая. Жёсткая целевая аудитория. Аниме всегда создаётся с чётким
представлением, кому ЭТО понравится. Девочкам в возрасте от 8 до 12?
Мальчикам в возрасте от 13 до 18? Детям в возрасте от 4 до 7? Аниме
делается на конкретную аудиторию, так, что ради «ублажения» целевой
аудитории можно принести в жертву все остальные. И пусть мальчишки
плюются от «мыльного дождя», пусть. Зато девочкам — целевой аудитории,
это понравится.
Все эти особенности вместе и формируют специфичное явление — аниме.
Японскую анимацию.
Я обещался ещё сказать о муви и ОВА.
Для начала, о типах аниме.
Аниме делится на три больших группы по типу первоначального показа
(заметим, первоначального. Потом всё равно все успешные вещи появляются
на ДВД).
Это:
ТВ — телевизионные серии. Показываются раз в неделю, имеют длительность
серии 5 или 24 минуты. Мера измерения ТВ — сезон. Сезон (обычно) - это
26 эпизодов, хотя довольно часто их число сокращают до 13. Конечно,
бывают и отклонения — как в меньшую, так и в большую сторону. Некоторые
аниме могут состоять из нескольких сезонов. Обычно от сезона к сезону
меняется опенинг/эндинг, хотя, опять же, не обязательно. Сезоны могут
быть как плавно перетекающими друг в друга, так и совсем
различающимися.
ОВА — (вообще–то в оригинале OAV — Original Animated Video) — нечто,
созданное для продажи на кассетах/ДВД/etc, т.е. для «домашнего
просмотра». Обычно состоят из 4 или 6 эпизодов по 36 минут. Опять же,
никаких строгих правил. Спокойно может быть ОВА на 15 минут и один
эпизод или же 13 серий по пол–часа, или вообще, одна бооольшая серия на
часа полтора. ОВА обычно бывают двух типов. «До» и «после». «До» —
означает, что, не будучи уверенными в успехе показа по телевидению,
экранизацию манги (или вообще, чей–то проект «с нуля») — выпускают на
ДВД. И если он оказывается успешным, тогда делают ТВ. «После» —
означает, что на волне успеха ТВ, авторы решили выпустить ещё что–то,
но на ещё один сезон это не тянет. Обычно графика в ОВА весьма и весьма
хороша, хотя не дотягивает по уровню до муви.
Муви — от английского movie, соотвественно, кинофильм, изначально
предназначающийся для показа в кинотеатрах. Так же как и ОВА, муви
бывает «до» и «после». Муви обычно длительностью от 40 минут до
нескольких часов, и по формату соответствует обычному фильму. Хотя мне
встречалось и курьезное. «Мувишка» Azumanga Daioh всего 5 минут длиной
-_-. Обычно в муви самая качественная графика (опять же, не без
исключений), довольно большие бюджеты. Так же как и обычные фильмы,
муви после завершения показа на большом экране выходят в тираж на
ДВД/кассетах.
Теперь о более существенном различии ОВА/ТВ/Муви.
Для начала которые «до», а точнее «вместо» — т.е. некий независимый
сюжет, вместо того, чтобы стать ТВ остался в рамках муви/ОВА.
Такие вещи обычно характерезуются некой «изюминкой», нетривиальным
содержимым (оно и понятно — если её нет, кто же будет покупать/идти в
кинотеатр?), хотя, как и во всем, есть исключения.
Основной недостаток ОВА/муви — жёсткая привязка к этой самой изюминке.
Нет возможности потратить часик–другой, чтобы дать возможность
присмотреться к характерам, привыкнуть к персонажам. Обычно сразу после
появления персонажей тут же начинаются события, разворачивается
сюжетная линия. В муви ситуация ещё хуже, чем в ОВА. Только мэтры
уровня Миядзаки могут себе позволить заняться неторопливым
разврачиванием всей картины. Обычно же, следуя канонам
«развлекательного кино» (в категорию которого и попадают большинство
анимешных мувиков), зрителя сразу же заинтересовывают сюжетом. Или хотя
бы его маленьким кусочком.
Теперь о другом типе. Которые «после».
Есть один специфичный тип муви — альтернативная история. Обычно, когда
зрители ( или автор) неудовлетворены развязкой ТВ, выпускается
альтернативная история. Хорошо или плохо это я сказать не могу, но факт
остаётся фактом - из всего множества подобных вещей мне понравился один
единственный муви, пересказывающий события ТВ. Это Adolescence of
Utena.
Третий вид — «дописка», вообщем–то являет собою просто вид изощрёного
фэнсервиса, когда зрителя, жаждущего «ещё» заманивают на одну из серий
ТВ, но сделаной в мувишно/ОВАшном формате.
Собственно, костью и сутью аниме являются в настоящий момент ТВ, хотя
начиналось всё (в те далёкие времена) с муви.
ТВ определяет каноны, формирует и изменяет стили и жанры, создает
штампы и «расхожие образы». Именно ТВ по своей сути и является тем, что
называют «аниме».