Огромная
полнометражная программа нынешнего фестиваля — событие беспрецедентное.
Возникший почти 50 лет назад конкурс долгие годы состоял только из
короткого метра. Учрежденная в 1985 г. специальная секция для длинных
мультфильмов, которая дала дорогу “Трио из Бельвилля” Сильвэна Шоме,
“Району” (в нашем прокате — “Южный парк”) Арона Гаудера, “Ренессансу”
Кристиана Волькмана, существовала на обочине короткометражных
конкурсов. В этом году Аннеси не только увеличил количество конкурсных
полнометражных фильмов, но и организовал панорамную программу в 16
картин.
Почти все участники мало знакомы широкой публике. Из
знаменитых фильмов в конкурс попал только “Смывайся!”, совместная
работа двух ведущих студий — Dreamworks Animation и Aardman Animations.
В остальном программу фестиваля составляют фильмы, имевшие широкий
прокат только в странах-производителях. Америку представляет Д. Джад
Джоунз с “Фильм нуар” — эта запутанная детективная история, выполненная
почти без цвета и в комиксовой эстетике, рассказывает о человеке с
амнезией, пытающемся восстановить события своей жизни. От Франции
выступает Мишель Осело с “Азуром и Азмаром” — красочным орнаментальным
кино по мотивам арабских сказок. Из Японии на конкурс приехало три
феерических аниме (в том числе прошедшая у нас ограниченным прокатом
“Паприка” Кона Сатоси), наполненных фантастическими событиями,
мифологическими персонажами и галлюциногенными эпизодами.
Попала
в конкурс и первая анимационная полнометражка норвежского производства.
Гротескная картина Кристофера Нильсона “Свободу Джимми!” рассказывает о
том, как целая толпа людей не может поделить одного слона, а он между
тем тоже живое существо, хочет любви ну или хотя бы просто остаться в
живых. В панорамные показы включены “Гадкий утенок и я” Майкла Хегнера
и Карстена Киильриха, “Сказания Земноморья” Горо Миядзаки, “Принцесса
солнца” Филиппа Леклерка, “Князь Владимир” Юрия Кулакова и другие ленты
из Франции, Южной Кореи, Испании, Эстонии, Бразилии, Чешской Республики
и опять же Японии.
И все же, несмотря на немыслимое количество
показов, пресс-конференций и славословий в адрес создателей, праздник
полного метра проходит мрачно. На фоне изящного короткометражного кино
длинные фильмы проигрывают буквально по всем пунктам. Даже в
техническом плане эти часто очень дорогие ленты кажутся кустарными в
сравнении с рукотворными короткометражками, изготовленными двумя-тремя
людьми на коленках и за две копейки.
Беда в том, что, стремясь
удешевить и ускорить производство длинного фильма, студии экономят в
первую очередь на мультипликате (движении), который является для
анимации основным средством выразительности. Персонажи, оживленные
компьютером, лишены характерности и обаяния, а потому, словно плохие
актеры, губят даже самую превосходную пьесу.
Большой
полнометражный смотр на деле оборачивается потоком разочарований, что
заметно по парадоксальной зрительской реакции: длинные картины,
рассчитанные на широкую публику, проходят при полупустых залах, а
короткометражные программы, изобилующие фильмами “не для всех”,
собирают аншлаги.
АННЕСИ — Фестиваль, имеющий статус главного
события анимационного календаря, в этом году перенес акцент с короткого
авторского кино на полнометражные мультфильмы, к которым здесь всегда
относились слегка высокомерно.