Оглянитесь вокруг себя — может, вы уже самый настоящий паровой панк?
Недавно из беседы с друзьями я случайно узнал, что многие и понятия
не имеют, что такое стимпанк. А между тем это одно из интереснейших
явлений современной культуры.
Но сначала надо объяснить, что такое киберпанк — направление научной
фантастики, появившееся в 1980-х и описывающее общество, в котором
главенствуют информационные и компьютерные технологии. Культуре
киберпанка давно уже тесно в рамках литературы, и его влияние
чувствуется везде: в кинематографе, дизайне, журналах, моде и т. д.
Главный писатель киберпанка — Уильям Гибсон, главный фильм — “Матрица”,
а главный киберпанк — безусловно Билл Гейтс.
Затем появился стимпанк (steampunk, в русском языке иногда
паропанк), сначала исключительно как пародия на киберпанк. В этом мире
человечество пошло не по компьютерному, а по другому пути развития, где
главенствующую роль играют паровые машины. Как правило, стилизация идет
под викторианскую Англию, с городским пейзажем эпохи раннего
капитализма, джентльменами в цилиндрах в дорогих паромобилях, дамами в
кринолинах, брусчатыми мостовыми, освещенными газовыми рожками.
Летать на воздушных шарах, слушать виниловые пластинки, носить
механические часы и стрелять из пневматической винтовки — это очень
по-стимпанковски
Средства передвижения: дирижабль, паровоз,
пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового
металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и
приборами управления с обилием циферблатов. Вместо Интернета —
пневмопочта или в крайнем случае телеграф. В армии доминируют прежде
всего мощные дредноуты с орудиями фантастических калибров, паровые
танки, бронепоезда. Часто пехота воюет пневматическими винтовками и пулеметами.
В наш компьютерный век стилистика паропанка оказалась
востребованной, тем более это явление присутствовало задолго до
изобретения самого термина — типичный представитель стимпанка,
например, Жюль Верн. Однако настоящим культурным явлением паропанк
стал, когда за него принялись японцы со своими комиксами и аниме:
“Небесный замок лапута”, “Стимбой”, “Изгнанник”, “Ходячий замок” и т.
д. Японцев поддержал и Голливуд, выпустивший культовые стимпанковские
картины: “Небесный капитан и мир будущего”, “Лига выдающихся
джентльменов” и “Ван Хельсинг”.
Паропанк из мира грез начал экспансию и в реальный мир. Например,
аниме-художник И-Вей Хуан массово мастерит паровых роботов,
производящих фурор на разнообразных технических выставках (не
поленитесь сходить на www.crabfu.com). Носить механические часы — тоже
очень даже по-стимпанковски. Как и летать на воздушных шарах, кататься
на роликах, слушать виниловые пластинки, строить дирижабли и охотиться
из пневматической винтовки. Оглянитесь вокруг себя — может, вы уже
самый настоящий паровой панк?
Кстати, на Западе самым первым российским стимпанковким фильмом
признан “Сибирский цирюльник” Никиты Михалкова. Уж очень всех поразила
гигантская паровая машина для рубки сибирской тайги.
Автор — главный редактор журнала “Популярная механика”
Александр Грек
(на фото - автор статьи Александр Грек)