РЕК [2006]
REC TV
REC
レック
Производство: Япония
Жанр: комедия, романтика, драма, повседневность
Тип: ТВ (9 эп. + DVD-спэшл), 12 мин.
Трансляция: c 03.02.2006 по 31.03.2006
Выпуск в 02:10 [ночной сеанс] на TBS
Режиссёр: Накамура Рютаро
Снято по манге: REC
Автор оригинала: Ханамидзава Кью-таро
Описание:
Из всего многообразия романтических сериалов, вышедших в период 2005-2006 гг., «Рек», пожалуй, можно смело причислить если не к выдающимся, то уж точно заслуживающим внимания представителям своего жанра. Наряду с превосходными экранизациями Ядзавы Ай («Парадайз Кисс» и «Нана»), «Рек» притягивает в первую очередь отходом от традиционных анимешных канонов, где вот уже много лет главенствует набившая оскомину традиционная стилистика (кавай, фансервис, характеры, выраженные цветами, и т.д.), доставшаяся нам с начала девяностых прошлого века. Отход от стилистики, предназначавшейся преимущественно школьникам средних и старших классов, неминуемо ставит «Рек» на более высокую возрастную планку, где цвет волос героини уже не играет главенствующую роль, а целоваться можно и в первой серии. В каком-то смысле уже по этой причине сериалу трудно приклеить один из тех привычных ярлыков, которыми мы часто одариваем в схожих ситуациях то или иное аниме, ведь «Рек» - это не фильм о взрослении, тут нет ни темы запретной любви, ни любви школьно-студенческой, читайте «первой». А есть лишь обычные (можно даже сказать привычные) отношения, обычные проблемы в отношениях и такие же обычные решения этих проблем. Другими словами, в «Рек» авторы ушли от того набора проблем, который встречается в аниме для школьников, и пришли к тому набору, который встречается в произведениях для более старшей аудитории. Выход ли это – решать не мне. Впрочем, есть тут и тема поинтереснее, нежели романтика, а именно – этакий посыл для анимешников, заключающийся в том, что героиня сериала работает сэйю, то есть, озвучивает аниме. Нужно ли говорить, что уже один этот факт способен привлечь к «Реку» весьма большую аудиторию отаку, которых, если смотреть объективно, вечно ущемляли и продолжают ущемлять в праве получать нормальные истории о создании аниме или о жизни создателей аниме. Однако, как выясняется уже после пары серий, повод для радости - несколько преждевременен. А все потому, что главная тема сериала – не работа главной героини, а, конечно же, ее любовь. Более того, тема сэйю не раскрывается и в последующих сериях (несмотря на то, что ей отводится довольно много экранного времени). О выбранной профессии говорится так, будто это профессия булочника или кондуктора в автобусе, что, безусловно, подорвет ожидания некоторых зрителей, мечтавших увидеть нечто вроде «Куроми работает над аниме». Да, героиня – сэйю, но ни на сюжете, ни на стилистике фильма эта работа практически не отражается. Нужно ли ругать в данном случае авторов? Вряд ли, поскольку цель произведения, его изначальная возрастная группа и его жанровая принадлежность плохо вяжутся с ожиданиями отаку. Нужно ли удивляться такому выбору? Да, вполне можно. Остается вопрос: зачем авторы выбрали сэйю в качестве рода занятий для главной героини и в то же время не стали делать аниме более лояльным для отаку, которым такой выбор профессии намного интереснее, нежели в очередной раз рассказанная история о влюбленной парочке? Тут, конечно, можно резонно заступиться за создателей, мол, хотели показать работу сэйю не как шутовскую профессию, чем грешат многие другие сериалы, а как работу вполне обычную и нужную для общества, как серьезное и приличное занятие, не уступающее ТВ и радио.
Что же касается главной темы сериала, то раскрыта она на должном для аниме уровне, вполне качественно, профессионально. Особенно забавно выглядели сюжетные эпизоды, затрагивающие киноклассику, а именно – фильмы с участием Одри Хепберн. Полезность таких вставок не совсем ясна, потому что европейка Хепберн пятидесятых годов прошлого века при всей своей красоте и даровании слабо вяжется с японским аниме XXI века о взаимоотношениях сэйю и рекламного агента. Но нельзя не признать, что выглядят эти вставки интересно и необычно, в связи с чем находчивость и изобретательность создателей заслуживает поощрения. Также вполне возможно, что вставки преследовали и более далекие цели, о которых сразу и не догадываешься, например, для придания фильму большей элегантности, стиля и шарма. Ведь кому, как не Хепберн – главной моднице и законодательнице своего времени, поручать такую работу?
И тем не менее, при всей своей странности и неординарности, сериал стал популярен, его исправно хвалят зрители, он неплохо для своего хронометража держится в рейтингах. Ответом может служить вовремя уловленное направление ветра, а точнее смена стилистики. За последние десять лет многим зрителям так осточертело по десятому разу переживать за школьников с их надуманными проблемами, что смотреть по сути то же самое, но поданное под другим соусом, оказывается намного интереснее.
© Предвестник, 2006.07.17
01. Roman Holiday
02. Sabrina Fair
03. Wait Until Dark
04. Breakfast at Tiffany''s
05. Love in the Afternoon
06. The Children''s Hour
07. War and Peace
08. My Fair Lady
09. Two for the Road