Что
понравилось? Раскрытие темы. Идея мести – одна из самых
аниме-востребованных. Да что там: одна из самых архаических и не
утративших по сей день... Ущерб и его возмещение – возможно или нет?
Преступление и наказание (которое обычно тоже является преступлением,
виток спирали – цикл повторяется). Не нова и идея отмщения не
конкретному обидчику, а его «заместителю», символу, воплощению –
наследнику; «другому такому же»; обществу или некоторой его части…
Второй (или первый, это как кому нравится) герой «Графера» – одержимый
мститель. Причем за давностию лет (и за глобальностью преступлений) он
не склонен ограничиться своим персональным недругом; нет, он хочет
свести счеты со всеми потенциально-кинетическими злодеями – равно как и
с первопричиной всяческих злодейств: с деньгами. Так вот, в «сухом
остатке» у «Графера» остается следующая мысль: отомстить можно (это
хлопотно, это жестоко, это, вполне вероятно, обойдется тебе в твою
собственную жизнь и душу… но это можно сделать, раз уж ты не можешь не
мстить), только не надо думать, будто от этого хоть что-то изменится.
Что злодеи устрашатся, что жертвы воспрянут, и что жизнь потечет
вспять… или – в места обетованные. Ну, некую часть злодеев (большую или
малую – по силам мстителя) удастся захватить с собой в небытие… И всё
пойдет, как шло. Только без тебя и без твоих проблем.
Вот это
и понравилось. Почти божественный – ладно, полу-божественный, с
кровавыми ангельскими крылами – размах сведения счетов («мне отмщение,
и се аз воздам» - наверно, приятно покощунствовать и произнести это от
собственного лица!), а после – такой заурядный, такой человечий, хоть и
отнюдь не безгрешный мир. Разве дефолт кого-либо может наставить на
путь истинный? А всё прочее и подавно пустяки: «Что мы Гекубе, и что
Гекуба – нам?»
Что еще понравилось? Положительные персонажи.
Девочка – объект покушений или спасений, домогательств или забот –
редко выглядит убедительно. И еще реже внушает сочувствие. Кагура
приятно выпадает (чер-рт, непрошенные ассоциации с ее «божественным
нисхождением» в эфемерном белье!!!) из этой обоймы. Она – действительно
несчастный, замородованный воспитательно-медицинскими экзерсисами
человечек. Причем видно, что много плакать и сильно возмущаться ее
давным-давно отучили (это жестоко, но очень выгодно для зрительских
нервов). Обворожительная (хоть и клишированная) полицейская дама,
влюбленная в Сайгу и в свой пистолет (в два своих пистолета, чтобы быть
точной). Сам Сайга – просто энергичный и мужественный человек, не
привыкший отступать. (Сначала, в первых сериях, ужасно испугал штамп:
«честный журналист против продажного общества»; вдали рисовались жуткий
евро-американский финал: он жертвует своей жизнью (и жизнями всех своих
сторонников), а продажное общество получает пинок от свободной
прессы…). Но Сайга не слишком озабочен спасением мира из-под власти
капитала (староват или достаточно умудрен для этого), у него простая и
ясная цель – спасение одной конкретной девочки (красивой и фотогеничной
девочки – а это, согласитесь, очень внятный побудительный момент).
Отсюда
– опять-таки понравилось неувеличение числа иллюзий на душу смотрящего.
Нет поднятого стяга «прогрессивная журналистика против коррумпированной
власти». Есть в «Графере» приличные люди (в самом обыкновенном и самом
надежном смысле) – Сайга, Гинза – но они не по должности, а по натуре
таковы.
Еще? Отрицательные персонажи. Суитенг – демонический
(или, опять-таки, на Ваш вкус, ангелический...) альбинос, обладатель
нарядного портсигара, белого пальто и темного прошлого. Образ
классический, но дан в хорошем ракурсе. Его слуги – самураи нашего
упаднического века. Г-жа Теннозо – дама твердо-холодная, как
вулканическая лава (именно потому, что когда-то была чересчур горяча),
и не столько полная злобы, сколько начисто лишившаяся доброты. Плюс –
чудная коллекция доморощенных монстров: люди, отрешившиеся от
человеческого облика под воздействием гена «эйфории» (логическое
объяснение) и по причине своих собственных, заботливо ими лелеемых,
пороков (нравственное обоснование).
Еще?.. Противопоставление
«общественного» и «частного». Положительный персонаж часто борется за
абстрактное добро, а отрицательный хочет понятного, простого,
конкретного зла (я не имею в виду «махо-седзе», там обычно так трудно
понять мотивацию злодеев), которое будет «добром» для него лично. Здесь
же Сайга хочет только лишь забрать из недр корпорации «Теннозо» Кагуру,
вылечить ее, ну, возможно, еще и фотографировать. С той стороны
устремления велики, высоки и всеобъемлющи. Но вот ведь какая штука –
обездолить всех можно, при желании, одним махом, а вот осчастливливать
приходится индивидуально. Потому выходит эдакий анти-социалистический
подход: правый бой маленького частного с большим и всеобщим.
Понравилось
и то, что «Графер» явно предлагается вниманию публики «от семнадцати и
старше». Никто из персонажей не страдает кровотечениями из носа, не
подвержен подростковым комплексам, и всем, судя по всему, давно за
тридцать… кроме Кагуры, но она не столько субъект, сколько объект,
потому погоды не делает. Заявленные пороки высшего общества (равно как
и отношения героев с их героинями) хоть и не показаны в волнующих
деталях, но обозначены со всей явственностью.
Наконец,
понравился «Дюран Дюран» в опенинге. Бог его знает, почему – наверно,
по контрасту с привычными сладкоголосыми разливами J-pop’а.
Не
понравилась рисовка. То есть, не вся: значимые сцены, лица крупным
планом и виды, пожалуй, ничего себе, но в движении все выглядит
довольно нескладно.
Еще не понравилось изображение многократно
поминаемых пороков, а именно – тот закрытый клуб, где власть имущие
предаются разврату. Трудно понять, отчего их так туда тянуло… Не лучше
ль было нарисовать что-то позавлекательней (или авторы опасались, что
тогда зритель не сумел бы проникнуться отвращением к распутству?)?
И
еще – жалко американцев, которых опять походя пнули. Уже хочется
фильма/сериала, где корень зол не будет корениться на просторах,
овеваемых звездно-полосатым флагом. Просто так. Для разнообразия. Такое
смешное желание…
Засим подсчитываю баллы – 7 «за» при 3 «против». Так тому и быть, ставлю «7». Семь – раз, семь – два... Кто больше, господа?
Источник (Анастасия Розанова)