Жаркий
летний полдень, солнце, раскаляющее своими лучами дорожное покрытие.
Яркая зелень листвы. Тени деревьев, ложащиеся на узкиеулочки,
спускающиеся к морю. Серая громада волнолома, отгораживающая город от
пляжа. Тихий шорох волн, накатывающихся на золотой песок. Море,
отражающее солнечные лучи, играющие на маленьких волнах миллионами и
мириадами бликов – свет, отражённый от воды и приобретающий самые
невероятные оттенки. Белые и, как будто, пушистые облака на горизонте.
И небо, более синее и глубокое, чем вода под ним. Идеальная синева... И
идеальная грусть. И где-то там, выше этих облаков, в безграничной и
бездонной синеве небесного океана спит Крылатая Дева. Спит, и видит
очень грустные сны...
Странный
маленький городок на берегу моря. Город без названия (во всяком случае,
его названия так и не произнесут). Город, с заброшенной железнодорожной
станцией, где рельсы, заросшие травой, уходят в бесконечность. Город
столь маленький, что общественного транспорта в нём и нет вовсе, а
единственная на весь город автобусная остановка служит для
междугородного сообщения. В день, перед самым началом летних каникул,
на этой остановке появится парень, с рюкзаком за плечами.
Путешественник, переезжающий из одного города в другой, в поисках
одному ему известной цели. В один из дней, сидя на волноломе и глядя
на искрящуюся гладь океана, он знакомится с девочкой. Школьницей, у
которой нет друзей, и, волею случая, сам становится её единственным
другом. Постепенно, он сводит знакомство и с некоторыми другими
жителями города – местным доктором и её младшей сестрой; дочерью
бывшего начальника железнодорожной станции и её крайне энергичной
подругой. Погружение в эту атмосферу всё более и более "вскрывает"
странности людей, населяющих этот тихий и размеренный мирок (причём,
направлено это, в первую очередь, на зрителя, а не на героя). Город, в который легко приехать, но уехать из которого очень сложно, а покинуть его таким-же, каким ты был раньше, невозможно. История,
задающая, по началу, больше вопросов, чем ответов. Город, который так и
хочется, почему-то, окрестить "городом сумасшедших". Место, в котором
время замерло. Затаилось, в ожидании чего-то неясного. Того, что было
забыто и ждёт, – когда его вспомнят. Да и ждёт ли?.. Люди, со
сложными, и во многом трагичными, судьбами встречаются в этом городке,
как будто некая высшая сила свела их всех в этом общем, обманчиво
приятном, сне.
Когда-то, рождались на земле Крылатые Девы. Они
могли пользоваться магией и говорить с богами, но люди, как известно,
пугаются всего неизвестного и непонятного. А помимо этого, стремятся
воспользоваться, даже теми способностями, что их пугают. И
заканчивается это, в большинстве случаев, трагически для обоих сторон. И
те двое, что решились бросить вызов остальным и спасти последнюю
Крылатую Деву, совершали безрассудный, по своей смелости поступок.
Слишком многие не хотели, да и откровенно боялись, поледствий этого
"побега". И поэтому, Крылатая Дева исчезла. Навсегда уснула в
бескрайнем просторе неба. Но, раз в поколение, рождаются девочки, в
которых оживает часть души той, что спит в небесах. И точно также они
видят очень грустные сны, и однажды, они увидят последний сон и уже не
смогут проснуться... Но те, что хотели когда-то спасти её, не
отказались от своих планов. Из поколения в поколение передаётся эта
легенда, и поколение за поколением ищут инкарнацию Крылатой Девы. Ищут
в надежде найти способ спасти её. И так-же, как и их далёкие предки,
они способны использовать магию. Правда, в весьма ограниченных
масштабах. И так будет продолжаться до тех пор, пока Крылатая Дева
не будет освобождена от оков печального сна, сковавшего её века назад.
Так завещал своим потомкам тот, кто так стремился спасти её, но так и
не сумел.
И ищущий Деву в наши дни, также продолжает свой путь.
От города к городу, от человека к человеку. Точно также, как до этого
искала его мать. Открывшаяся правда не станет столь уж неожиданной, но
поворот сюжета в середине сериала и последующее его развитие, столь
неординарны, что я не могу вспомнить ни одного аналога. Схожую
структуру сюжета – да, – но не воплощение. Изменение и плавные
изгибы сюжетной линии, способны с совершенно неожиданных углов открыть
даже такие, казалось-бы, старые проблемы, как "отцы и дети". Проблемы
одиночества человека, даже окружённого другими людьми, поданы с
невероятной, пронзительнейшей отчётливостью. Одиноким может быть любой.
Независимо от того – реальны ли твои крылья или существуют лишь в
отдалённом прошлом, которое ты и помнить не можешь. Причины одиночества
могут быть самыми разнообразными: начиная от непонимания тебя
окружающими и заканчивая комплексом вины за то, за что винить самого
себя просто глупо. Но это с позиции зрителя легко рассуждать, а
оказаться в ситуации, в которую попадают герои, – врагу не пожелаешь. Причём,
некоторым, оказывается под силу преодолеть это одиночество; а как быть
другим, тем, которым самой судьбой предначертан длинный путь, путь
протяжённостью в века и поколения? Путь, в конце которого неизвестность
и новый виток одиночества. 'Air' чем-то напомнил мне сериал 'Kanon',
поэтому я от всей души надеялся на сходную концовку. Хотя, уже во
второй половине четвёртого эпизода, у меня возникло отвратительное
предчувствие... Сериал, созданный, как оказалось, на базе
одноимённой компьютерной игры. Правда, не "хентайного" характера, а
чего-то среднего между "квестом" и "дэйт симом". Но это ничуть не
умаляет достоинств самого сериала. Он просто замечателен. Графика
тут столь хороша, что временами вызывает неподдельный восторг. А ряд
эпизодов наводит на мысль, что создавать их приглашали Макото Синкая
(ерунда конечно-же, но отчётливо видно – на кого равнялись аниматоры
при создании пейзажей и панорам. В этом сериале оживает дух и атмосфера
'Beyond the Clouds...'). Дизайн
персонажей, вот что, в первую очередь, выдаёт компьютерные "корни"
этого сериала. Но это не значит, что они плохи или "шаблонны", просто я
не знаю, как ещё это можно описать словами... Элементы кавая, но не
бросающиеся в глаза и не портящие настрой общей слащавостью, а бьющие
точно в цель – в сердце зрителя. Море, которое если и не кажется
"реальнее настоящего", но созданное с великолепной цвето- и
светопередачей. Именно таким и должно быть море в снах. И цвет глаз
главной героини – синий, как небо и искрящийся, как океан под ним. И
общая атмосфера. Атмосфера, которую словами не передать в принципе. Это
невозможно, увы. Во многом, именно она задаёт необходимый настрой, но
именно она, как-то совершенно неуловимо, даёт понять и почувствовать...
нет, – предчувствовать (так точнее) какой финал нас ожидает. Очень
печальная и, в то же время, прекрасная история. Очередной, из династии
ищущих Деву, завершит свой поиск, но совершенно неожиданным образом.
Герои найдут своё счастье, но, увы, слишком ненадолго. Пожалуй, этот
сериал и не мог закончиться иначе, но этого очень хотелось, во всяком
случае – мне. Блистательный, без преувеличений, саундтрек. Причём,
что 'opening', что 'ending', вызывают... не восторг, пожалуй, а
какое-то тёплое чувство. Помимо прочего, 'ending' обладает и выдающимся
видеорядом, как нельзя кстати подходящим к сериалу. Музыка внутри
эпизодов – редкий пример просто великолепной работы композитора, для
сериалов это, обычно, редкость. Можно, конечно, критиковать сериал
за сумбурность сюжета, за "скачки" сценарной линии... Но это только на
первый взгляд. Поверхностное впечатление, возможно, будет именно таким.
Но, если смотреть этот сериал вдумчиво и внимательно, то вашему взгляду
предстанет великолепное в своей завершённости полотно. Да странное, да
пронзительно-печальное, но от этого лишь более притягательное. Полотно,
сотканное из надежд, мечты и стремления к цели. Лёгкое и невесомое.
Сотканное из воздуха, нет – даже более неосязаемое и "эфирное" чем
самый чистый и прозрачный воздух... Название 'Air' идеально подоходит
ему.
Я всегда относился к мелодрамам с предубеждением – не любил
я их. Больше скажу, – сильно не любил. На мой взгляд, не было в них
ничего достойного внимания. Одна скукота и тягомотина, шаблонные
персонажи и один и тот-же сюжет, подаваемый под разными "соусами". Бесконечно далеко от нынешнего "здесь и сейчас" я увидел полнометражку 'Millenium Actress' (aka
"Актриса тысячелетия"). Этот фильм кардинально поменял моё отношение к
полнометражным мелодрамам. Сатоси Кон сумел поднять искусство
изображения человеческих отношений на абсолютно новый, в рамках аниме,
уровень. Но моя нелюбовь к аниме-сериалам в указанном жанре лишь
окрепла. Я относился к ним изначально с какой-то внутренней издёвкой. И
даже 'Kanon' не изменил тогда моего мнения, он лишь был для меня тем
самым "исключением из правила". 'Kimi Ga Nozomu Eien' ("стёртый
с лица земли" комрадом 'Pbs'ом) слегка озадачил. Ибо, на мой взгляд, он
был весьма и весьма не плох. Не шедевр, со своими недочётами и
"провалами", но он вызывал интерес. А это, согласитесь, уже что-то
значит. Прежде чем взяться за сериал 'Air' я увидел в И-нете
рекомендацию следующего характера – "...рекомендуется к просмотру тем,
кому понравился 'Kimi Ga...' " Знайте – это неправда. Нет у них ничего
общего, ну разве что "РС-шные истоки"... 'Kimi Ga Nozomu Eien'
хорош и, по своему, любопытен. 'Air' – истинный шедевр. После просмотра
этого сериала я принял решение, что никогда больше я не стану
критиковать сериальные аниме-мелодрамы только за их принадлежность к
этому жанру. А если вдруг и захочется, то достаточно будет вспомнить
бескрайний синий океан, "пушистые" белые облака на горизонте, ночное
небо, усыпанное звёздами и, к примеру, вторую половину четвёртого
эпизода, и желание разводить "критику" исчезнет само собой. Уверен. Если
решите посмотреть этот сериал, то хотелось-бы дать рекомендацию
потенциальным зрителям, – смотрите этот сериал в самом лучшем качестве,
какое только можете себе позволить, с максимальным разрешением.
Качество изображения этого заслуживает, причём в не меньшей степени чем
полнометражные шедевры, на подобие 'GitS 2: Innocence' и 'Beyond the
Clouds. Place Promissed in Our Early Days'. И мелодрамы могут быть
по настоящему хорошими (не верю, что сам такое пишу, но это факт).
Однако второй раз смотреть этот сериал, лично я, не стану. И не потому,
что "не понравилось" или по причине его "одноразовости". Нет. Причина в
другом. Она та же, что и в случае с полнометражным фильмом "Могила
светлячков" – я боюсь повторного просмотра. Слишком сильный эффект они
на меня оказывают. Не знаю по какой причине. При просмотре 'Air' я
начал подозрительно шмыгать носом уже при просмотре четвёртого эпизода
и не прекращал до финальных титров. Да, отметим отдельно, что сама
история полностью укладывается в 12 эпизодов. 13-й, – ретроспективный
и, по сути, является нарезкой ключевых моментов сериала "ужатых" в
одну, 24-х минутную, серию. Необходимость её включения в сериал для
меня тайна, ничего нового в ней не отображено. Конечной "оценки" я
вам дать не могу, уж извините. Для меня, 'Air' находится в категории,
неподвластной критике. Он выше неё. Оценить его мне так-же сложно, как
и попытаться "начислить баллы" летнему закату на морском берегу,
тёплому морскому прибою и бескрайнему небу, окрашенному закатом в самые
прекрасные цвета. Иначе говоря, – не существует такой, конкретной,
оценки, которой я смог-бы наградить 'Air'.
По канонам одного
Восточного учения, мира вокруг нас не существует. Всё лишь снится
спящему Будде, и в день, когда он проснётся, весь мир исчезнет в
яростной вспышке. Чтобы потом, возможно, возродиться вновь. Не знаю,
опирались ли создатели сериала на эту легенду, но определённые мотивы
прослеживаются. Возможно, каждый человек, на протяжении всей жизни идёт
в поисках своей Крылатой Девы. Той, что спит в душе людей, столь же
бесконечной и бездонной как небеса. И те, кому удаётся найти способ
спасти её, разбудить от нескончаемой череды грустных снов, успеть до
того, как она увидит последний сон чтобы никогда уже не проснуться,
могут к концу своего жизненного пути сказать – "Я прожил свою жизнь не
зря." Будда спит. И пока в этом мире возможно появление таких
сериалов как 'Air', не будем его будить. Ему снится хороший сон. Ему
снится очень хороший сон.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Администрация сайта НЕ несёт ответственность за материалы, размещаемые на сайте. Всё, что находится на сайте, служит исключительно для ознакомления! Все жалобы писать ТОЛЬКО в ПМ Администрации. Все ссылки на контент сайта взяты из открытых источников и ссылаются на публичные файловые сервера.