Обрести
предназначение, найти половинку своей души – это то самое сокровенное
желание, исполнение которого подобно если не смерти, то некому финалу.
К чему теперь стремиться? Вот он, окончательный ответ – и остальной мир
теряет всякую ценность, люди раздражают, обстоятельства мешают
окончательному воссоединению, а необходимость следовать правилам
становится бессмысленной и утомляющей обязанностью. Ты уже не «ты» –
есть «мы». Истинная любовь? Одержимость? Как ни называй подобное
состояние, но с таким человеком трудно. Ходит, не поднимая глаз,
молчит, не слушает, что ему говорят, – понятно, о чём думает: как бы
поскорее забраться в кабину и отправиться на задание на своём
чудовищном самолёте. Хоть запирай его, хоть связывай, потому что того и
гляди - притащится в ангар и будет с ним «разговорить»... То есть, с
«ней». Два
главных героя OAV-сериала Sentou Yousei Yukikaze к финалу становятся
единым целым, да и на протяжении всех пяти серий их трудно воспринимать
отдельно друг от друга – пугающий в своём совершенстве истребитель и
великолепный пилот, чья замкнутость близка к аутизму. «Вьюга» и
лейтенант Рэй Фукаи. Ненормальные – а может быть, новое понимание
нормы. Когда в центре истории самолёт и человек, действие
складывается из взаимоотношений людей и техники. Совещания, споры и
разговоры чередуются с диалогами другого плана – в воздухе, на языке
системы распознавания «свой-чужой», через прицелы и с помощью ракет.
Тоже своего рода пьеса, с репликами выстрелов и криков «Попал, попал!»,
«Уходи, у тебя трое на хвосте!» и ремарками взрывов. И
стремительно-плавные линии идущего в атаку истребителя ни в чём не
уступают горящим глазам и резкому профилю майора «Джека» Букхара, когда
тот требует самолёт, чтобы отправиться на поиски «Б-03», пропавшего с
экранов радаров... На первый взгляд Sentou Yousei Yukikaze – это
великолепный боевик про самолёты и воздушные сражения. На второй взгляд
– отличное фантастическое аниме про контакт с инопланетянами. На третий
– захватывающая психологическая драма. А на четвёртый – философская
сага о сущности человеческого в традициях «Соляриса» Лема и
Тарковского. Если принять неоднозначность, многоуровневость и
возможность различных трактовок за признаки произведения искусства, то
«Юкикадзэ» полностью соответствует такому определению. Это как раз
тот случай, когда специфика формата OVA работает на все сто – минимум
повторений, максимум проработки, стремительное развитие действия и
логичный финал. Смысловая нагрузка от источника, потрясающая графика,
фирменный гонзовский профессионализм в 3D и все прочие признаки
«маленького шедевра» – и при этом непривычная (на фоне конвейерных
изделий) последовательность и лаконизм. В «Юкикадзэ» можно наблюдать
едва ли не нарочитое пренебрежение вкусами большинства: ни сёдзе, ни яоя,
ни маленьких девочек за штурвалом, ни прочих проявлений финансово
обоснованного стремления угодить «и нашим, и вашим», из-за которых
многие потенциально достойные вещи превращаются в несъедобное рагу. Бесспорно,
это аниме в первую очередь рассчитано на аудиторию, интересующуюся
военной техникой и самолётами, тактикой и стратегией воздушных боёв и
спецификой взаимодействия между воинскими подразделениями. Но
ограничиться таким определением – значит низвести «Юкикадзэ» до уровня
симулятора, экранизации того типа, когда сюжет и герои играют роль
условно-необязательной связки между сценами сражений. Здесь всё иначе
благодаря романной основе (то есть, автору) и сценарию (который многое
унаследовал от источника). Литературных приёмов в «Юкикадзэ»
хватает с избытком. В первую очередь это введение стороннего
наблюдателя – писательницы, которая даёт свою оценку, пытается понять,
разобраться, услышать героев. Своеобразное альтер-эго автора, Линн
Джексон тем не менее не остаётся в стороне и невольно вовлекается в
происходящее, так что заслуживает полупохвалу-полуприговор от Рэя: «Вы
говорите так, как будто вы сама не землянка». Не меньшее значение
обретают такие детали как, например, «бумеранг» и названия самолётов.
Бумеранг вообще становится центральным элементом «Юкикадзэ»: символ
мирной жизни из воспоминаний преображается в эмблему эскадрильи SAF, и
приказ Джека Букхара «Вернитесь назад любой ценой» становится в финале
ответом на испытания JAM. Потому что Рэй и «Вьюга» всегда возвращаются
– так или иначе. Другой
смысловой уровень – «волшебные» названия. В небе Феи сражается «Ведьмин
дозор», «Вампиры», «Сильфы», «Баньши» и «Кракены». Люди наполнили мир
«чужих» своими «нелюдьми», превратив жестокую и не всегда успешную
войну в некое подобие сказки или игры. Потому что с чудовищем может
справиться только чудовище – или всё же человек? При этом в
«Юкикадзэ» нет ни фей, ни драконов – отсутствуют даже мехи, да и JAM
сохраняют «научную фантастичность». Единственное исключение появляется
в снах Рэя: то ли сознание пытается по-своему интерпретировать
привязанность человека к истребителю, то ли сама «Вьюга» ищет новые
пути общения. Отношения Рэя с «Вьюгой» – главная сюжетная линия
сериала, затрагивающая все грани истории. Будучи эффективной боевой
единицей, эти двое не вписываются в привычный мир людей и техники, но
оказываются до странного созвучны JAM и Фее – недаром Джек сравнивает
усовершенствованную «Вьюгу» с истребителями чужаков. В «Юкикадзэ»
взаимное единение живой души с искусственным интеллектом более
реалистично, чем близкие примеры из других аниме, где пилот и меха
связаны с помощью капсулы, игл, проводов и прочих технических изысков.
В «Юкикадзэ» ничего такого нет: «Вьюга» не требует от Рэя ни крови, ни
души, ни «полной синхронизации». В их близости гораздо больше от
чувств, чем от мистики или науки, и оттого такая близость оказывается
по-настоящему искренней и непреодолимой – как судьба. Просто однажды
нелюдимый и угрюмый пилот с солидной коллекцией дисциплинарных
взысканий находит «самолёт своей мечты». Люди вообще склонны
одушевлять «мёртвые» компьютеры, разговаривать с автомобилем и ругать
заупрямившийся мобильник. Одержимость самолётами или кораблями –
обычное дело для многих мальчишек и даже взрослых людей. Рэй всего лишь
перешагнул эту грань – а на другой стороне был «разум», способный
откликнуться. Это, как запретная любовь наперекор всему,
притяжение настолько очевидное, что Рэй не считает нужным что-то
объяснять или доказывать. Он просто знает, что когда он думает о
«Вьюге», она тоже думает о нём. Он говорит о ней, как о человеке, о
равной себе личности. Она – это она. Живая. Та, которой он доверяет. Он
настолько поглощён ею, что с недоумением слышит, что у «Вьюги» есть
разработчики. Для Рэя «Вьюга» просто есть, и невозможно представить,
что было время, когда было иначе. Его замкнутость сменяется яростью,
когда он видит постороннего в кабине своего истребителя, кажется, ещё
секунда – и он вышвырнет чужака, несмотря на разницу в званиях. В
принципе, он сумасшедший, и спасают его только способности пилота да
поддержка Джека, единственного человека, который сумел разглядеть эту
связь и оценить её силу. Отношения Рэя, Джека и «Вьюги» напоминали
бы любовный треугольник... если бы чувства поддавались анализу и
классификации. Привязанность одного человека к другому далеко не всегда
объясняется страстью или физическим влечением. Но в любом случае почти
материнская забота Джека, желание защитить, уберечь, спасти непутёвого
лейтенанта совершенно не вписываются в «правильные» служебные
отношения. Он готов рисковать другими пилотами и самолётами – и даже
своей карьерой, поскольку его эмоциональная реакция на происходящее с
Рэем не остаётся незамеченной для окружающих. Майор
Джеймс «Джек» Букхар сочетает в себе хорошего чиновника, превосходного
офицера и ревнивого друга, что делает его образ противоречивым – и
действительно живым. Его чувства к Рэю выходят за рамки дружбы, это
скорее желание создать некое подобие семьи, обрести близкого человека.
Джек слишком много вложил в этого пилота, чтобы так просто отдать его
какому-то истребителю... А Рэй прячется от мира за чёлкой и козырьком
бейсболки и ждёт сигнала тревоги, когда можно будет вместе с «Вьюгой»
взмыть в зелёное небо Феи. Воздушные бои в «Юкикадзэ» – это один
из лучших образцов современной 3D-мультипликации. Но кроме того, это
великолепное динамичное зрелище, где воздушные петли, бочки, ныряния в
облака и стремительные погони не уступают «Изгнаннику»,
а в чём-то даже превосходят его благодаря экспрессивному воздействию
зелёного неба (которое вначале беспокоит, а потом привыкаешь к нему
настолько, что уже земной синий кажется неправильным) и принципиально
честному развитию сюжета. Откровенно жестокие сцены сражений
сменяются эпизодами той войны, которую люди ведут с чужаками и друг с
другом. Несмотря на общее содержание, «Юкикадзэ» – это
философско-психологическое произведение о попытках разобраться в себе,
понять, что такое быть человеком, и пришельцы здесь – зеркало
человечества, в лучших традициях классической научной фантастики. В
этих же традициях вывод и финал истории. Плавное развитие действия
происходит в атмосфере обречённости, и необъяснимая тоска то и дело
возникает в глазах героев. Об этом не говорится прямо, но достаточно
сопоставить два факта: нападение JAM произошло за 33 года до
описываемых событий, а Рэю никак не больше 25-27. В отличие от Джека,
он не представляет, что будет потом, после победы. Можно сказать, что
лейтенант Фукаи был рождён для «Вьюги», а поскольку «Вьюга» создана для
сражений в небе, для них двоих нет ничего, кроме этой войны. Их
жизнь ограничена часами боевых вылетов. Довольно короткая жизнь
получается, впрочем, насыщенная, как удачный бой, и яркая, как небо
Феи. Так или иначе, но они оба были счастливы друг с другом.
Фильм снят при специальном содействии Японских Военных Сил Самообороны.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Администрация сайта НЕ несёт ответственность за материалы, размещаемые на сайте. Всё, что находится на сайте, служит исключительно для ознакомления! Все жалобы писать ТОЛЬКО в ПМ Администрации. Все ссылки на контент сайта взяты из открытых источников и ссылаются на публичные файловые сервера.