Не так часто выпускается аниме,
память о котором сохраняется на протяжении десяти лет. И еще менее
вероятно то, что произведение и через десять лет сохранит былую
популярность. Однако в случае с «Евангелионом» произошло именно так. С
тех пор, как был выпущен самый популярный в истории аниме-сериал,
прошло немало времени, развилась компьютерная графика, в анимации
возникли новые жанры – можно сказать, что сменилась эпоха. Но сериал
сохранил свою аудиторию, а любители анимации по-прежнему ведут споры,
почему же это стало возможным...
Анно Хидэаки к созданию «Евангелиона» ни в каких действительно стоящих проектах не «засветился», если не считать его работы над «Навсикаей». Правда, у студии Gainax к 1995 году уже был опыт создания культового аниме – конечно же, речь идет о «Крыльях Хоннеамиз»,
ставших одной из вех развития анимации, аниме, выдающегося как графикой
(в свое время), так и раскрытием персонажей. Но ведь ТВ-сериал и
полнометражный фильм – совсем разные вещи...
В первую очередь,
сериал должен понравиться пубике. Даже если сюжет к нему заготовлен
заранее, его придется обрывать в случае падения спроса. Выбор меха
как основы для сериала мог, в том числе, диктоваться именно этими
соображениями: что ни говори, а бои гигантских роботов интересом
пользовались, пользуются и, видимо, будут пользоваться еще немалое
время. И при всех своих «меховских» недостатках, эта сторона в сериале
превосходна. Взять хотя бы идею питания робота от внешнего источника.
Хотя целесообразность применения «сетевых кабелей» в боевых условиях не
выглядит несомненной, то попытка объяснить, где же находится
чудо-генератор, питающий такую махину, заслуживает уважения. Равно как
и избранный способ управления роботом, его биологическая сущность, его
разумность, в конце концов. Все это навевает ассоциации с вполне
реальным опытом военных летчиков: чтобы побеждать, нужно быть единым
целым с машиной, нужно чувствовать ее, как живую.
Основная
линия сюжета в «Евангелионе» не представляет из себя ничего особенного,
если не считать того, как ее объяснили, о чем ниже, и служит лишь для
того, чтобы связать в единое целое все остальное. Вот «все остальное» и
представляет художественную ценность сериала.
В первую
очередь, это персонажи. Это, с моей точки зрения, самая сильная сторона
«Евангелиона». Без внимания не остается ни один герой, с каждым связана
своя сюжетная линия. Как в творчестве Гюго, тщательно прослеживается
судьба каждого героя до того, как он был вовлечен в события сериала.
«Нормальных» людей в сериале почти нет в том смысле, что каждый из
персонажей несет какую-то душевную травму, источник неуверенности в
себе и сомнений. Главные герои, как я уже отмечал в рецензии на «Конец Евангелиона»,
являются почти чистыми воплощениями трех типов темпераментов, причем
«срывов» в образах авторы не допускают, действия каждого персонажа
согласованны с его внутренним миром. Образы не только существуют, они
эволюционируют, и, что важно, далеко не для всех эта эволюция –
отражение процесса «взросления» и избавления от «подростковых»
комплексов. Очень оригинально, кстати, этот процесс показан на
характере Аянами Рей, поскольку происходит не плавно, а «ступенчато»
(не буду углубляться в перепитии сюжета, но авторы применили
действительно интересное решение).
Второе достоинство
«Евангелиона», немало способствовавшее его становлению как культового
аниме – это удар, нанесенный авторами по жанровым границам. Нет, не
было создано нового жанра, да и сами жанры остались узнаваемыми, но
авторам удалось слить, как минимум, Меха и Драму (и то, и другое с
большой буквы). В локальных сюжетных линиях, которых в «Евангелионе»
много и которые зачастую ничуть не менее (с моей точки зрения, почти
всегда более) интересны, чем основной сюжет, затрагиваются почти все
существующие аниме-направления. При этом жанры не сливаются в безликую
массу, они сохраняют свою самобытность, свои достоинства (и, к
сожалению, недостатки), но авторы нитью сюжета, тонким замыслом
нераздеимо связали их друг с другом. Сериал не пестрит образами и не
распадается на самостоятельные кусочки, он един, и в этом его
достижение.
Отвлечемся на оформление, чтобы вернуться к самому
важному в конце. Графика сериала для 1995 года выше всяких похвал.
«Евангелион» выглядит очень прилично даже на фоне современной анимации
(речь идет, конечно, о дизайне персонажей и количестве деталей). Очень
качественный экшен, не заскучаешь при просмотре. Динамика движения Ев
на высоте, ангелы, конечно, своеобразны, но, в целом, в духе философии
сериала. Музыка... очень неплохая. Тему оупенинга я, например, где-то услышал и запомнил задолго до того, как узнал слово «аниме», и был приятно удивлен, встретившись с ней.
Хотелось
бы выразить некоторые мысли, возникающие по сериалу в целом.
«Евангелион» излишне драматизирован, отлично осознаешь, что «в жизни
так не бывает». Все сделано для того, чтобы загнать героев в
глубочайшую психологическую бездну. Более того, я бы сказал, в
«Евангелионе» не герои живут в некотором мире, а мир создан для героев.
Он подстраивается под них, ангелы помогают им понять самих себя. Это
все – яркий признак подростковой направленности, и в большинстве
случаев это не сила сериала, а слабость. В данном сучае, чтобы создать
подобное произведение, чтобы сделать его популярным, это было
необходимо, но это автоматически отбирает у «Евангелиона» титул «лучшей
драмы», представителей лучше поискать среди сёдзе. Я бы не стал называть «Евангелиона» также и лучшим меха:
есть вещи красочнее, динамичнее, в конце концов, с более продуманным
сюжетом, развивающимся по своей логике, а не в целях воздействия на
сознания героев. Произведения, сочетающие в себе все, в конечном счете
могут проиграть по влиянию на отдельного человека
«узкоспециализированным». «Евангелион» несовершенен, как любое другое
аниме, но ругать его за недостатки нет смысла, споры о его качестве уже
решило время. Даже загадка «последних серий» потеряла свою былую
остроту: кто-то скажет, что так было необходимо для привлечения зрителя
к продолжениям, кто-то скажет, что это подчеркивает важность именно
психологии в сериале, причем все будут по-своему правы. «Евангелион» и
собрал большие деньги, и заставил некоторых задуматься.
Не раз
уже упоминалось о том, что «Евангелион» нельзя смотреть, пока нет
некоторого «аниме-стажа», и я с этим согласен. Кто-то может не осознать
его жанрового своеобразия, не оценить качества персонажей, а кто-то
будет искать второе аниме, в котором будет «все, сразу и много». Если
первое обычно довольно легко лечится, то второе может навсегда
испортить отношение человека к анимации в целом. Второго «Евангелиона»
никогда не будет, и не потому, что он лучший. Просто нет смысла в том,
чтобы оглядываться назад, время уходит, аниме меняется и, смею
надеяться, прогрессирует. Да и не может «Евангелион» быть «вторым»,
«первым» или «третьим». Он просто единственный.
© Михаил Гид
Картинки к аниме: