Ты хочешь идти воевать,
чтобы защитить тех, кого ты любишь?
Тогда тебе придется убивать людей!
ключевая фраза сериала
Тяга студии «Gonzo»
всунуть в свои творения всякие механические штуковины просто поражает.
И к месту, и не к месту режиссеры самой военной и самой цифровой студии
Японии прикрепляют меха-элементы куда только можно и нельзя. Тигира вместо того, чтобы сделать отличную школьную комедию, разбавляет изначально неплохую «Стальную тревогу» роботами и портит все, что только можно испортить. Маэда Махиро в своей «расхваленной субмарине»
так увлекается, собственно, самой субмариной, что про все остальное
напрочь забывает. Единственное аниме, в котором «гондзовцы» решили
отойти от собственных стандартов — пафосно-вампирский «Хеллсинг», возможно, от того и столь популярный в народе.
Однако
на этот раз «гондзовцы» сняли странный сериал. Вроде бы разножанровый и
неоднозначный, но в то же время тонкий и пытающийся показать то, что
трудно передать словами не только мне, но и самим авторам. Первые
эпизоды получились плохими, слезливыми и ничего не говорящими, герои в
них еще не раскрыты, а потому плач и постоянное «гомэннасай» вперемешку
с абсурдными действиями военных не воспринимается. С шестого эпизода
все кардинально меняется. Начинается реальная война, где гибнут все: от
мирных детей-школьников до отчаявшихся солдатов. Тут уже нет армейской
бравады, плач и кровь воспринимается как нужно, отвращение нарастает,
вспоминаются другие фильмы о войне, хочется выключить. В 9-10 эпизодах
наступает кульминация, когда почти все, кто был в начале сериала
умерли, причем ужасно и в страданиях: как физических, так и душевных.
Офицер хочет жить, потому что у него осталась жена; вчерашний школьник
хочет жить, потому что у него осталась девушка; сама девушка тоже хочет
жить, потому что у нее хоть и нет полголовы, но еще осталось любящее
сердце. Все хотят жить, но умирают. Причем умирают любя, любовь свою не
реализовав. К десятому эпизоду чувствуешь волнение. Кажется, что
посмотрел ВЕЩЬ, что «гондзовцы» все-таки не так плохи, как думается.
А
вот оставшиеся три серии все портят. Нет, они не плохи. Но они
испортили ту атмосферу, что сложилась до этого. Смотря их,
переключаешься с войны на фантастический психологизм, которым авторы
наделили главную героиню. Она-то все и низвергает. Вновь начинаются
слезы. Человеческие жертвы, принесенные авторами, кажутся далекими и
бесполезными. Сценаристы вновь отдаются вымыслам и почти что
отказываются от драматизма военных действий — а именно этим брал весь
предыдущий сериал — и вновь возвращаются в начало. Конец, в котором
погибает планета, кажется столь же абстрактным, сколь непонятным. Зачем
он был нужен, я, к сожалению, разгадать не смог. Возможно, создателям
просто нужно было отработать название, в котором говорится: «Последняя
песня любви на этой маленькой планете».
Посмотрев сериал,
становится ясно, что «гондзовцы» пыжились, старались изо всех сил
сделать нечто серьезное, антивоенное, в какой-то мере даже
пропагандийское. Но не получилось. Как обычно переиграли с фантастикой
и меха-штуковинами. Вероятно, это не их вина, а вина автора оригинала —
Такахаси-сана. Как ты не прыгай, а выше головы оригинального создателя
не прыгнешь.
Стоит ли смотреть этот сериал? Думаю, да. Хотя бы
из-за тех нескольких эпизодов, которые закрались в самую его
сердцевину. Я вообще уважаю антивоенные произведения, где военные — это
идиоты в лампасах, где война — это самое ужасное явление. Ну и пусть в
сериале присутствует немного фантастики и имеет место быть странный
конец. Стремление показать войну, военных и милитаризм в целом как
нечто ужасное — не может не остаться неоцененным.
© Алексей Фадеев, 2004.07.13