Странное это аниме. В его названии сталкиваются имена сразу двух
городов - древнего и современного. Оно состоит всего из двух OVA,
созданных в разные годы, хотя и снято по 7-томной успешной манге. И, в
конце концов, не часто удается встретить фильм, где композитора зовут
Хонда, а главного героя - Субару! Тем не менее, блестящих машин вы
здесь не увидите. Лишь бетон и железо, железо и бетон - плоть и кровь
мегаполиса. Но при этом город не мертв: в центре его строится
гигантское здание, в котором пульсирует оптоволокно и делает его живым,
почти что мыслящим. Иными словами, в Токио происходит столпотворение, в
прямом, изначальном смысле этого слова - творение Вавилонского столпа.
Как гласит библейская легенда, за это строительство люди заплатили
утратой единого языка, и, как следствие, отчуждением, потерей связей
друг с другом. Тем, что мы еще увидим в Х.
Тут я вынуждена
сделать паузу. Tokyo Babylon - фильм двоякий: одни посчитают его
отдельным произведением, а другие заметят связи с Х, причем связи
отнюдь не номинальные. Поэтому далее я предлагаю две точки зрения:
Tokyo Babylon как его увидят люди, не знакомые с Х, и те, кому сей эпос
известен. Ведь эти зрители, боюсь, далеки друг от друга так же, как не
находящие общего языка древние вавилоняне.
Герои…
…глазами новичка.
Знакомство
с героями начинается со сцены, где двое несовершеннолетних близнецов
пьют кофе с обаятельным ветеринаром, находящимся с обоими в
неустановленных отношениях. Нет, это не Futakoi Alternative! Один из
близнецов все-таки мальчик. Правда, по внешним признакам пол Субару
установить невозможно: налицо стандартный для ранних CLAMP дизайн -
огромные глаза под стрельчатыми ресницами, хрупкая фигура в
обтягивающем костюме, волосы кисточками. От своей сестры Хокуто он
отличается только манерами. Впрочем, подозрительного ветеринара Сейширо
их разнополость, кажется, не смущает. Сам Сейширо, кстати,
демонстрирует свою мускулистость невероятной шириной плеч (что
опять-таки характерно для стиля ранних CLAMP). О нем неизвестно ничего,
кроме места основной работы. О близнецах известно, что они
потомственные медиумы, в школу не ходят, семьи не имеют.
…глазами адепта Х.
Знакомство с героями начинается со сцены, где Сумераги и
Сейширо…нет-нет, не разят друг друга молниями, а пьют кофе! Не падайте
в обморок, и рецензент, и авторы аниме в своем уме. Просто Tokyo
Babylon - предыстория Х. Здесь Сейширо не очень похож на Сейширо, а
Субару выглядит чуть ли не собственной противоположностью - но так
покажется лишь невнимательному зрителю. Первую встречу нынешних друзей
и будущих противников, когда один из них еще малыш, а другой школьник,
мы увидим во втором OVA, и после этого мы не пропустим ни одного намека
на будущее. Ни призыв: "Не будь таким добрым, иначе когда-нибудь тебя
убьют". Ни фразу Сейширо, обращенную к маньяку: "Субару предназначен не
тебе. Я нашел его первым". Ни то, что и Сейширо, и Субару для
магической атаки используют птиц - черных у одного, белых у другого.
Пара Субару - Сейширо явно символизирует взаимное и смертельное
притяжение созидающего и разрушающего начал.
Сюжет…
…глазами новичка.
Происходящее на экране явно напоминает "Секретные материалы". В первом
OVA Субару попадает на проклятую стройку, а заодно сталкивается еще с
несколькими потусторонними явлениями. Во втором он знакомится с людьми,
способными реконструировать события прошлого. Все это лежит на
подкладке детектива, где в расследованиях одинаково важную роль играют
и полицейские, и экстрасенсы. Преступники охотятся за жертвами, медиумы
- за преступниками…а главные герои вскоре начинают казаться лишними на
этом празднике жизни. Субару, например, во второй части играет
совершенно пассивную роль, даже его экстрасенсорные способности
остаются невостребованными. Хокуто вообще этакая Комуги-тян,
исполняющая кавайный дивертисмент. Ничего важного для сюжета она не
делает. Сейширо же, судя по всему, нужен только для того, чтобы
вызволять из передряг Субару, который неизменно оказывается жертвой
всех преступников, даже если изначально они не собирались сделать ему
ничего плохого.
…глазами адепта Х.
Происходящее
на экране лишь внешне напоминает "Секретные материалы". Если это и
детектив, то происходит он внутри души. Ведь медиум - это не что иное,
как инструмент восприятия. Недаром Субару пропускает сквозь себя даже
те события, в которых не участвует. И так ли легкомысленна и непохожа
на своего серьезного близнеца Хокуто? Тогда почему именно ей доверен
рассказ об истории клана Сумераги?
Аниме на поверку
оказывается очень сложной конструкцией (зданием?), где важную роль
играют параллели. В центре первой части - месть сестры за погибшего
брата. Хокуто сближается с ней - не сблизятся ли от этого и их судьбы?
Во второй части девушка-экстрасенс Мирей становится подсадной уткой для
маньяка и может погибнуть от его руки. А ее встреча с человеком,
обладающим тем же мистическим даром, что и она, в точности повторяет
встречу Субару и Сейширо. Да, Субару еще не знает, что его ждет, но он
уже готов принять свою судьбу. На его одежде недаром крест. Он агнец,
его победа всегда в готовности пожертвовать собой. Важна здесь и тема
видений прошлого и будущего, и печальная констатация факта, что
провидец всегда остается лишь беспомощным наблюдателем, который не в
силах вмешаться в ход времени. Ведь это мы, словно медиумы, глядим в
прошлое и будущее Субару, и так же не в состоянии ничего изменить.
Изобразительная сторона…
…глазами новичка.
В
OVA с мрачноватым содержанием и тона мрачноваты и явно тяготеют к
сероватой гамме. Конечно, раз эта история, в том числе, о жизни Токио,
то цвета бетона и асфальта подходят как нельзя лучше, рисуя беглый, но
незабываемый портрет города. А вот персонажи внешне в точности похожи
на других героев CLAMP образца девяностых годов: например, если Субару
записать в компанию "Школьных детективов" (1997), подставы никто не
заметит. Другое дело костюмы - они броски и неповторимы. Отдельных
аплодисментов заслуживают кокетливые береты Субару и мегакавайные
платьица Хокуто. Что же касается саундтрека, то уже упоминавшийся
композитор Хонда блестяще справился со своей задачей, создав
пронзительно печальную завораживающую музыку, которой пронизан каждый
кадр этого аниме. Правда, некоторые мелодии сильно портит текст. К
чему, скажите, в фильме о мистических убийствах песня про Please Kiss
Kiss? В целом же все составляющие картины великолепно подходят друг к
другу, как детали головоломки.
…глазами адепта Х.
См. выше - с небольшим дополнением: посмотрите, как играют здесь
черный, красный и серый тона, и вы почувствуете, что вы на территории
Х.
Итоги…
…для всех.
Если в
житейских проблемах порой не разобраться без пол-литры, то в Tokyo
Babylon, увы, не разобраться без манги. Из аниме мы довольно много
узнаем о второстепенных персонажах, но обо всем, что касается главных
героев, их отношениях и связях, нам остается лишь догадываться. А жаль,
ведь расклад здесь совершенно иной, нежели в Х, и было бы любопытно
посмотреть, как знакомые фигуры поведут себя в незнакомой партии.
Случайные же зрители вообще рискуют не разглядеть ничего, кроме
детектива с легким привкусом яоя. Тем не менее, нам дается достаточно
намеков, чтобы попытаться расшифровать их собственными силами. Но для
этого нам еще долго придется блуждать по улицам-лабиринтам города с
двумя названиями, сталкиваться с двойниками, путаться во времени,
прежде чем мы сумеем приблизиться к разгадке. Или к тому, что нам
кажется разгадкой. "И на челе ее написано имя: тайна, Вавилон великий".