…И
каждый из нас по-своему хикикомори. Нет, ну правда! Само собой,
проявляться это может по-разному, с учётом карьеры, темперамента и
самооценки – нарушениями социальной активности («глаза б ни на кого не
смотрели!»), депрессиями, нежеланием что-либо предпринимать или
появлением/обострением комплексов. Но желание закрыть створки своей
раковинки и никого не впускать время от времени возникает у всех. Мир
делается враждебен, люди разочаровывают или пугают... И вот совсем
недавно новейшие разработки ведущих мангатехнологий доказали, что
причиной возникновения подобных симптомов являются происки мирового
заговора!
Тацухиро Сато живет в Токио. После нескольких панических атак на
фоне прогрессирующей агорафобии (звучит, как диагноз... ну, в общем,
это он и есть) он бросил колледж и заперся в съемной квартире. Он
всецело предоставлен себе и может целые дни говорить сам с собой, а
также с телевизором или холодильником, обсуждая возможность
существования всеяпонского заговора против него: похоже, кому-то
необходимо сделать Сато неудачником, нелюдимом, невротиком... словом,
хикикомори! Холодильник и телевизор согласны. Да и сам Сато тоже
постепенно склоняется к этой мысли.
Хитоми Касива – бывший президент школьного литературного кружка. У
нее живое воображение и меланхолическая натура. Неудачи и разочарования
обессиливают ее, а большое количество антидепрессантов и стабилизаторов
настроения расшатывают и без того непрочную психику. А зловещая мировая
организация тем временем тянет к Хитоми свои безжалостные руки... Она
чувствует это всё острее с каждым житейским провалом, с каждой принятой
таблеткой. В конце концов, почему это не может быть правдой? «Если у
вас паранойя, это еще не значит, что за вами не следят»...
Каору Ямадзаки приехал в Токио спасаться от предначертанности. Его
родители все рассчитали и точно знают, как их чадо будет жить: как
вести дела отцовской фермы, когда он женится и когда заведет детей,
когда выйдет на пенсию... чуть ли не день похорон! И это тоже смахивает
на заговор. Попытка самореализации безумного отаку, ценителя хентайных
игр и восторженного поклонника Пурурин-тян, всемогущей
девочки-волшебницы из детского сериальчика выглядит совершенно бредовой
– и от этого особенно величественной.
Японская ассоциация неудачников не теряет времени. Никто не будет
забыт, и ничто не будет забыто. Транквилизаторы и алкоголь, страх перед
толпой, боязнь насмешек, неудовлетворенность, безденежье, фрустрации,
комплексы – всё пойдет в дело. Японская ассоциация неудачников бдит!
Сериал «Добро пожаловать в N.H.K.!» смешон – ужасно смешны бывают чужие
фобии и чужие ошибки! И страшноват – страшновато наблюдать черты,
которые всем знакомы и многим присущи, в таком ярком и полном развитии.
Это как новость, что некто умер от гриппа, к примеру – кто ж не болел
гриппом? Все болели, а он умер. Все мы, здесь читающие и пишущие,
смотрим аниме – а Ямадзаки вон до чего досмотрелся! Все мы иногда
торчим в Сети – а Сато вон докуда доторчался!..
Словом, всякий досужий человек иногда видит мир сквозь пелену
хикикоморности. Но тут возникают два аспекта – сила устремления и
собственно возможность. Последнее – это проблема развитого
(переразвитого?..) общества. Слава Богу, не все мы «маменькины сырки» в
шоколадной глазури: еда, квартира, Интернет и служба доставки. Сходить
с ума надо в заранее подготовленных для этого условиях. Это «Добро
пожаловать в...» тоже учёл. И этому тоже научил.
А что касается устремлений, то всякий человек имеет закрепленное за
ним божественной конституцией право на счастье... при обязанности
что-то для этого счастья делать. Потому как счастье на халяву – это
разврат. Или (чаще) подделка. А одиночество при безудержном самокопании
неизбежно ведет к самозакапыванию. Бойтесь этого, юные отаку и иные
затворники, бойтесь и берегитесь! В русском прокате сериал можно было
бы пустить с предупреждающим названием: «Добро пожаловать в N.H.K.! или
Посторонним вход не рекомендован». Когда вашими собеседниками окажутся
холодильник с микроволновкой, собутыльником – зеркало, а сексуальным
партнером – подушка, вы догадаетесь, что нечто в жизни пошло не в ту
сторону. Но придет ли она по вашу душу, маленькая Мисаки-тян со своим
нелепым контрактом и обещанием помочь? Надеяться на это можно
(хикикомори вообще мастерски умеют надеяться, это их специализация!),
но вот рассчитывать...
Ну, поговорили о грустном, и будет... На наше счастье, жанр «N.H.K.»
отнюдь не moralité, потому довольно грузить и грузиться! Чем обильна
жизнь хикикомори, так это причудами и глюками. Говорящая
электротехника, синенькие аниме-заговорщики и прочая шиза на выгуле. А
музыка!.. Даже не знаю, что врезается в память сильнее и мучительней –
психоделическая оратория первого эндинга или частушки Пурурин-тян,
которые постепенно начинают напевать все герои, и которые так и
просятся на мобильный (вопреки рассудку и самоуважению)! Стильные
дизайны персонажей Такимото Тацухико , анимация GONZO, степень
«очеловеченности» изрядная...
Да, и – напоследок, вместо «выводов и заключений», к слову о
человекоподобии: особенно приятен «N.H.K» мне показался тем, что (в
отличие от прошлогодних шлягеров «Мед и клевер» и «ПараКисс») там
рассматривается человек вообще, ничем не отмытый от первородного греха
заурядности. Не облагороженный ярлыком «творческая личность» или
«артистическая натура». Не гений, не творец. У этих-то с Богом свой
расчет, а вот с Сато-сана спросят так же, как и с нас, грешных. Ведь, в
сущности, все мы немножко хикикомори, а немножко лошади. Если только не
стараемся быть людьми.
Автор: Анастасия Розанова (world-art)