В
этом году на японских телеэкранах можно было лицезреть сразу несколько
гигантских эпопей, начало которых было положено пару лет назад. Первая
— экранизация Такахаси Румико — мистический сериал «Инуяся»; вторая —
также экранизация — грандиозный сериал «Наруто». Но если гигантское
произведение Такахаси наконец-таки завершилось, после почти трех лет
показа, то окончание «Наруто», судя по всему, далеко-далеко за горами.
На момент написания рецензии в сети можно было найти и выкачать 107
эпизодов, однако если брать в расчет сюжетное наполнение этих 107
эпизодов, то становится ясно, что конец «Наруто» мы увидим не скоро.
Так как данная рецензия пишется не на основе полного просмотра
произведения, а лишь на основе просмотра его части, то я не могу, а
значит и не буду, рассматривать сюжет сериала, заниматься его критикой
или восхвалением. Кто знает, чем там все кончится?..
В первом абзаце я уже упомянул, что «Наруто», также как и «Инуяся»,
— экранизация, но если авторство «Инуяси» принадлежит перу бывалой
мангаки, в прошлом выпустившей несколько мегапопулярных произведений,
то создатель «Наруто» совсем еще зеленый новичок. Из «донарутовского»
творчества тридцатилетнего Кисимото Масаси можно отметить исключительно
мангу «Механизм», которая в 95-ом взяла приз на Hope Step Award, чем и
проложила дорогу Кисимото в редакцию одного из популярных журналов.
Вообще, история становления Кисимото является образцовой, а сам он во
многом напоминает своего персонажа Наруто, цель жизни которого
заключается в том, чтобы доказать всему миру свою значимость. Долгое
время у Кисимото ничего не получалось, порой он даже подумывал о том,
чтобы «забить», расстаться с рисованием. Однако его целеустремленность,
впоследствии передавшаяся герою, доказала, что главное в жизни — иметь
цель и стараться воплотить ее, работая над собой каждый день. Это
жизненное кредо Кисимото усвоил с детства, обожая изучать и
перерисовывать произведения Ториямы Акиры («Драконий жемчуг»),
Фудзимото Хироси («Дораэмон»), Отомы Кацухиро («Акира»).
Впервые «Наруто» печатается в том же 95-ом в журнале Akamaru Jump, а
спустя два года не только переиздается в Shonen Jump, но и обретает
вторую жизнь. Вплоть до сегодняшнего дня эту мангу можно прочесть
именно в этом журнале, чем многие и занимаются. Дело в том, что манга
«Наруто» довольно серьезно обогнала сериал, в результате чего многие
«подсевшие» зрители, отчаявшись выжидать целую неделю ради новой серии,
ломанулись в книжные магазины скупать мангу, чтобы узнать продолжение
ТВ-сериала.
Что касается экранизации, то ее выпуск начался лишь в 2002 году.
Вероятно, продюсерам потребовалось целых пять лет, чтобы решиться на
столь мощный ТВ-сериал, который уже тогда обещал растянуться не на один
год. Тем не менее, объединив свои усилия монстры анимешной индустрии:
телеканал «ТВ-Токио» и студия «Шарля Перро», решились выпустить в
начале октября 2002 года первую серию о сумасбродном пареньке Наруто.
Удачность «Наруто» заключается в удивительно тонкой постановке
фэнтезийного мира, его проработке и детализации. С нуля Кисимото
выдумал целый континент, поделил его на разные страны, придумал
особенности для каждой из них и заселил огромной кучей персонажей.
Таким образом, в отличие от тематически схожих сёнэн-сериалов («Король
шаманов», «Бродяга Кэнсин», «Инуяся» и т.д.) построение мира в «Наруто»
выгодно выделяет его на фоне конкурентов, которые чаще всего
эксплуатируют реальный мир (обычно это современная или феодальная
Япония, или альтернатива реальному миру, наполненная сказочными,
фантастическими элементами («Охотник х Охотник»)). И тут Кисимото нужно
отдать должное, его мир получился вполне самостоятельным, живым и очень
разнообразным; и хотя намёки на кое-какие заимствования все же
присутствуют: стилизация под феодализм, hi-tech атрибуты в фэнтезийном
мире - все это не дает повода усомниться в художественном даровании
автора и его неоспоримой находчивости.
Не менее важной частью является РПГ’шный уклон «Наруто», который
заключается не в «боссах уровней», а в постепенном становлении героев,
длинных многочасовых баталиях. Собравшиеся смотреть «Наруто» должны
быть готовыми к тому, что главный герой будет по 3-4 серии
тренироваться новой технике или 10-15 серий участвовать в одном и том
же поединке. Правда, в отличие от построения мира, в этом направлении
Кисимото похвастаться особо не чем. И многочасовые тренировки главных
героев, и многосерийные экзамены, и битвы один на один, результат
которых предрешен еще до начала, - все это уже было в других более
ранних произведениях, так что по-настоящему новаторских идей (в плане
подачи экшна) в «Наруто» нет. Единственное, что может быть интересно
опытному зрителю, уже пролиставшему с десяток так называемых
махо-сёнэнов, так это уклон в ниндзюцу. Именно ниндзюцу автор выбрал на
роль главной экшн-примочки, также как в свое время в «Короле шаманов»
на эту роль выбрали духов и шаманов, а в «Кэнсине» самураев и ронинов.
Причем, нужно отметить, свой выбор Кисимото вполне оправдал, так как
все имеющиеся в сериале баталии смотрятся динамично исключительно
благодаря данной стилизации.
Не последняя особенность сериала — его линейность. Тип построения
«Наруто» очень схож с типом построения всех основных махо-сёнэнов,
однако в отличие от них в нем абсолютно нет эпизодов, которые не
вписываются в основной сюжет, то есть, «Наруто» абсолютно линеен. И
если в видеоигре линейность — враг, то в приключенческом аниме —
главный благодетель. С одной стороны, линейность — это минус, так как
существует вероятность того, что телезритель пропустит одну серию и,
тем самым, упустит сюжетную нить. С другой стороны — линейность дает
возможность выстраивать длинную цепочку эпизодов, соединяя их единым
сюжетом и превращая сериал в 20-часовую оживленную книгу.
Александр Фадеев.