Проблемы
современной японской школы напоминают анекдот про «автомат для бритья»,
в котором разница между формой подбородков нивелируется после первого
же сеанса. Японское образование заточено под выпуск исполнителей,
легкозаменяемых винтиков производства, и хотя реформы последних лет
пытаются изменить ситуацию, реальные сдвиги возможны очень и очень
нескоро. Тем временем массовая культура продолжает реагировать на
происходящее, отвечая запросам зрителей. Экстрасенсы, инопланетяне,
пришельцы из будущего, а то и вообще спасители мира – сколько угодно,
пожалуйста, на любой вкус, лишь бы отвлечься от обязательной формы,
обязательной зубрёжки и обязательного «учиться, учиться и только
учиться, а то не попадёшь в хороший университет – и всё, жизнь
кончена».
В японской школе не сравнивают учеников между собой. Не поощряется
оригинальное решение задач и в принципе оригинальность мышления.
По-прежнему идёт борьба с любой формой «торчащего гвоздя». Да и сами
ученики нередко подвергают остракизму «выскочек» и тех, кто «не как
все». Так что заявления типа «Меня не интересуют обыкновенные люди!»
может быть истолковано как редкая форма безумия – с точки зрения
остальных.
А вот для обыкновеннейшего из обыкновенных
Кёна-который-сидит-впереди это стало катастрофой. Потому что в японских
школах, как правило, не принято, чтобы отрок начал ухаживать за
отроковицей – наоборот, девочка делает первый шаг, если мальчик ей
нравится или может чем-то заинтересовать. И когда Харухи Судзумия стала
для Кёна кем-то больше, чем просто одноклассницей-на-задней-парте,
статус «обыкновенного парня» оказался приговором. Так и началась эта
история: в первый день нового учебного года первого класса одной
обычной старшей школы.
Притяжение противоположностей – источник многих историй, но здесь
«плюсов» и «минусов» столько, что временами искрит. Реальность
соприкасается с возможным и желаемым, и череда будней захлёбывается в
фантазиях главной героини. Но неудержимое воображение Судзумии, её
смелые мечты и надежда встретиться с чем-нибудь необыкновенным сделали
бессмысленными обыкновенную надежду Кёна и его скромную юношескую
мечту, обращенную к забавной и такой неожиданно дорогой девчонке.
Оставалась одна лазейка – воображение.
«Меланхолия» оказывается парадоксальной историей о двух параллельных
мирах: повседневность стремящейся к чудесам Судзумии + фантазёрство
обычного старшеклассника Кёна, который пытается «воплотить» чужие мечты
и, словно оператор, следует указаниям капризного режиссёра. Эти два
мира тесно связаны, но при этом почти не пересекаются, и ни один из них
не является полноценным. Она установила вокруг себя фильтр, отсекающий
всё лишнее. Он наполняет скучные школьные дни чудесами, стремясь хоть
как-то расширить её маленькую «вселенную ожидания», где есть лишь
предчувствие ответа и отголоски недостижимых чудес.
Что было на самом деле? Клуб с непонятными целями, объединивший тех,
кто избегает скучной определённости спорта, искусства или иных
общепринятых занятий. В центре – гиперактивная, бесцеремонная и упрямая
Судзумия. Как бы в стороне – Кён, который подал идею клуба, делает всю
«черную» работу, пытается навести какое-то подобие порядка, а попутно
«намечтывает» для Судзумии столь желанных инопланетян, гостей из
будущего и телепатов.
Фантазии Кёна – это все, кроме первой, серии «Меланхолии». В первой
режиссёром выступает Судзумия, и здесь виден её напористый и
прямолинейный характер в стиле «летящего вперёд паровоза». А потом Кён
сам переживает-пересказывает историю команды SOS, и, надо признать,
хотя рассказ получился сбивчивым, обрывистым и местами неполным, его
версия мира оказалась довольно логичной и, что самое главное, более
всего отвечающей желаниям Судзумии. Теперь она не просто «особенная» –
она самая особенная девушка во Вселенной. Её бесцеремонность и почти
божественное равнодушие к мнению других – прочный панцирь, защищающий
от чужого же равнодушия, и чтобы защитить её ещё больше, в своём
воображении Кён делает её творцом и первопричиной сущего. Теперь
развлекать и потакать её желанием не просто приятно – это фактически
святая обязанность. По сравнению с мистичёским величием её
существования сверхъестественные сражения с монстрами и
взбунтовавшимися пришельцами становятся незначительными мелочами.
Судзумия не знает, да и не должна знать о подлинной природе своих
подчинённых по клубу – для её же спокойствия и миропорядка ради.
Примечательный нюанс: в этом выдуманном идеальном мире Кён отвёл
себе особую роль «загадочного избранного». Забавная подробность: он
никогда не был дома у своей «главной героини», поэтому он не может
представить, что она делает, когда уходит из школы. Некоторые сюжеты
грешат шаблонностью – но зато они так похожи на те книги и фильмы,
которые нравятся его взбалмошной «богине» с сияющими глазами.
Кён начал выдумывать свою «версию мира» не сразу. Возможно, толчком
послужило признание Судзумии о том, как три года назад она ощутила себя
одной из многих, заменимой и незначительной. Однако для Кёна она,
наоборот, стала уникальной, и дело не только в постоянно меняющихся
причёсках и не в дерзком заявлении типа «Пришельцам и прочим чудикам
поднять руки». Всё стало складываться постепенно, вместе с тем
чувством, что росло внутри него – а то, что чувство было, сомневаться
не приходится. Иначе зачем вполне самостоятельному и рассудительному
парню становиться «тенью», верным помощником и исполнителем чужих идей?
Но несмотря на волшебство в стиле Белоснежки, «Меланхолия Харухи
Судзумии» не о первой любви, не о солипсизме и даже не о «развитии
характеров» (традиционной и вечно свежей теме школьных комедий).
Главной идеей сериала стало взаимодействие понятий «обыкновенности» и
«уникальности», что воплощается как на уровне идей, так и на уровне
характеров и даже игры слов. Незначительность Судзумии была излечена её
особенным положением в глазах Кёна, сам Кён исполняет роль обычного
школьника и одновременно является незаменимой тайной; чудеса и
странности вошли в привычку, а банальнейший первый поцелуй (или только
мечта о нём) смог преодолеть законы реальности.
Выдумав мир, который подчиняется капризам Судзумии, Кён смог
изменить что-то в своей и её жизни, а сам сериал оказался редкой
возможностью увидеть, как фантазии врастают в повседневность. Но вместе
с тем «Меланхолию Харухи Судзумии» можно считать оригинальным и вместе
с тем немного издевательским советом «среднестатистическому японскому
школьнику». Мечтать – значит отказываться от того, что вокруг, и чем
ярче мечты, тем меньше твоя вселенная. Однажды она замкнётся в
крошечной пространственно-временной ловушке, и за меланхолией придёт
отчаяние – если, конечно, вы не будете делить эту мечту и вселенную с
другими людьми... Хотя бы с одним человеком – даже самым обыкновенным.
© Расселл Д. Джонс