В
первую очередь, необходимо признать: у этого сериала самый лучший
саундтрек всех времён и народов – практически, одни шедевры. Признанные
классики мировой музыки трудились над произведениями, которые звучат
здесь. Моцарт, Лист, Шопен, Бах, Рахманинов – каждый из них вложился по
максимуму… и разве принципиально важно, что свои этюды, опусы и кантаты
они создавали задолго до появления аниме и, собственно, телевидения?
Когда музыка написана, она принадлежит всем и каждому. Можно думать о
создателе и пытаться угадать авторский замысел, а можно просто играть
или слушать. И снимать аниме по манге, посвящённой симфоническому
оркестру из Японии, которая, в отличие от Франции или Австрии, отнюдь
не является страной классической музыки.
Не часто встретишь подобную честность: в открытую признать, что твоя
страна – не центр вселенной, и без возможности учиться в Вене и Париже
при всех своих талантах ты всегда будешь плестись в хвосте.
Максимальное удаление от популярной фантастики, где «судьба мира
решается здесь и сейчас», но при этом расширение пространства до
масштабов всего мира. А как иначе, если в обязательную программу входят
произведения людей, чьи имена не запишешь иероглифами, только
катаканой? Герои «Нодамэ Кантабиле» – не просто японцы, но
японцы-музыканты и японцы-ученики, обязанные вначале освоить всё, что
придумано другими, и только потом привносить что-то своё. Видимо, это
первая и самая тяжёлая жертва, на которую ещё не каждый способен –
забыть о рвущейся наружу естественности, переступить через «хочу
по-своему». И всё ради любви к музыке.
Пускай эта страсть начинается с «насилия» – когда пятилетнему малышу
дают в руки скрипку и прогоняют через обязательную пытку гаммами. Все
эти виолончелисты и флейтисты похожи на спортсменов, сначала
побеждающих собственную лень и неуверенность, а уже потом – конкурентов
на конкурсах. И если для кого-то победа важна сама по себе, большинство
продолжают хранить верность предмету своих чувств.
Как и подобает тематическому аниме, «Нодамэ Кантабиле» не выходит за
пределы своей области, но поскольку в центре повествования музыка,
приходится решать синкретическую проблему, ведь музыка с трудом
поддаётся словам или краскам. Любая картинка будет лишь иллюстрацией к
звучанию, любые слова – не более чем пояснением. Можно только
посочувствовать нелёгкому труду музыкальных критиков, которые ломают
голову над новыми способами передать чувства искушённого слушателя – а
порой крадут метафоры у классиков литературы.
Правда, таких немного – способных с полузвука отличит скрипку от
альта. Для обычного человека принципиальная разница между «до» и «фа»
понятна в том только случае, если его когда-то в детстве пытались
загнать, с тем или иным успехом, в музыкальную школу. Порой очень
жалко, что не можешь оценить, насколько профессионально играют
музыканты «Особого оркестра Штреземана», тем более что вопросы
профессионализма занимают важное место в сюжете. В некоторых эпизодах
смотреть «Нодамэ Кантабиле» – это всё равно что слушать разговоры
специалистов, когда понимаешь только каждое третье слово и послушно
внимаешь признанным мэтрам.
Впрочем, японцы – во всех отношениях музыкальный народ. Именно в
Японии изобрели караоке, чтобы приобщаться к прекрасному после пары
кружек пива. Даже виолончелисты и флейтисты ходят в караоке-бары,
правда, не все это любят… И пускай многие студенты консерватории
Momogaoka вместо карьеры «по специальности» выбирают более обыденные
занятия, стремление к чему-то возвышенному и неподвластному точным
определениям присуще даже случайному прохожему, что услышал звуки рояля
и остановился послушать, забыв о своих делах.
Музыка, и особенно классическая, да ещё в хорошем исполнении,
пробуждает чувства и выражает то, что бессильны передать слова и
краски, она подобна эмпатии, когда душа свободно и бесстрашно открывает
себя миру. Музыка – словно творческий порыв, доступный каждому, это
любовь, без которой невозможно жить, воспоминания о счастье и самые
сокровенные желания.
Однако «Нодамэ Кантабиле» лишён любовной и творческой усложнённости
«Мёда и клевера», о котором часто вспоминают, описывая этот сериал.
Пастельные тона, мягкость линий и другие приметы стиля Симамуры
Хидэкадзу вкупе с местом действия и студентами могут запутать и даже
разочаровать. Кажется, что «Нодамэ Кантабиле» проще и даже примитивнее,
здесь меньше героев, а их проблемы в чём-то близки спортивному или
производственному аниме. Как управлять командой, как понимать людей,
как бороться со своими страхами – не самые редкие проблемы, но и не
самые скучные, если их правильно приготовить и не переусердствовать с
приправами из морали и шуток.
Сюжет можно пересказать в нескольких словах: молодой, но страшно
талантливый дирижёр Синъити Тиаки учится дирижировать, а влюблённая в
него молодая, очевидно одарённая, но при этом больная на всю голову
пианистка Мэгуми Нода, она же Нодамэ, учится играть на рояле. Играть на
нервах окружающих эти два «уникума» умеют в совершенстве.
Фигуры расставляются уже в первой серии, определяется накал страстей
и чувств, и первое «гябууу!!» прозвучит тогда же. Характеры будут
развиваться, не слишком уклоняясь от правдоподобия, история заскользит
по партитуре, соблюдая законы композиции, которые одинаковы и в аниме,
и в музыке: завязка, развитие, кульминация (она здесь практически
всегда совпадает с исполнением того или иного музыкального
произведения) и финал. Предсказуемо, как семь нот. Напевно, весело,
местами дико смешно, но не только.
Есть один нюанс, объясняющий эту кажущуюся упрощённость, довесок,
уравновешивающий юмор ситуаций и лёгкость сюжета: основное действие
«Нодамэ Кантабиле» разворачивается вокруг классической музыки и
способах её исполнения.
Для внимательного и вдумчивого зрителя здесь хватает сложности,
потому что наравне с голосами сэйю в этом аниме «работают» другие,
менее узнаваемые голоса рояля, скрипки, гобоя, ударных. В какой-то
момент музыка становится главным героем, а все остальные –
второстепенными. И 3D-анимация на сей раз служит не магии или
технологиям, но более привычной и вместе с тем невероятно утончённой
задаче: перебор пальцев по клавишам и струнам, синхронный напор смычков
– всё это околдовывает не меньше, чем собственно звучание.
Двадцать три мастер-класса классической музыки, двадцать три истории
исполнения – двадцать три объяснения того, зачем вообще нужно тратить
свою жизнь на гаммы и этюды. И россыпь прекрасных метафор, в центре
которых – человек и его инструмент, человек и его талант, музыка и тот,
кто вдыхает в неё жизнь.
Научиться играть – значит, овладеть, победа невозможна без понимания
противника, но чем больше ты разбираешься в тонкостях и нюансах, тем
ближе инструмент, или человек, или своё собственное сердце. Кто-то
играет по правилам, кто-то – на слух, выразительно, ярко и настолько
индивидуально, что приходится играть и жить одному. И как оркестр – это
не только инструменты, но и люди (прописная истина, о которой легко
забыть!), так и помимо её величества музыки есть ещё повседневность,
дела семейные, разные таракашки и комплексы, смена времён года и
человеческих чувств, влажность погоды и влажные щёки влюблённых
скрипачек.
«Нодамэ Кантабиле» можно просто просмотреть и прослушать, не
вдумываясь, – или, напротив, различить в нём каждую ноту, оценить
точность реприз и насладиться прекрасным финалом. Прекрасно исполненное
напевное аниме, после которого нетрудно влюбиться в классическую
музыку. И она уже не покажется слишком «сложной», особенно когда за
роялем закоренелая отаку с четвёртый день не мытой головой опять играет
в нарушение всех правил, присочиняя от себя – потому что очень хочется
наполнить эту музыку своей душой.
© Расселл Д. Джонс, 2007.10.09