Опытный
бурильщик вгрызается в грунт, опираясь, как на две ноги, на два
наиважнейших правила: во-первых, всегда найдётся, что откопать, а
во-вторых, рыть нужно аккуратно, чтобы найти обратную дорогу. Ведь чем
глубже ты зарываешься, тем дольше ползти назад.
Многие аниме (кроме тех произведений, что изначально задуманы как
глобальное вкапывание) создаются с учётом этой нехитрой идеологии:
зритель должен поработать головой, дабы извлечь на свет божий
пару-другую слегка заржавевших, но вполне работоспособных истин, но не
стоит его слишком напрягать, а то заскучает. С другой стороны, тупое
мочилово тоскливее вдвойне, а значит, хорошо бы припрятать парочку хотя
бы самых завалящихся идеек, например, про то, что дружба – это
правильно, любовь – хорошо, а добро всегда побеждает.
Но вот что интересно: ведь эти идеи всё равно валяются под ногами.
Зачем копать вглубь и тратить двадцать с гаком серий на объяснение
того, что всем давно понятно? Зачем вообще тратить время на объяснение?
Чего тормозить, сомневаться, гадать, к чему приведут те или иные
поступки? Вперёд! Шевелись!!
Эта история – про людей, для которых в принципе не существует
вопроса «быть или не быть», «копать или не копать». В «Гуррен-Лаганне»
не раздумывают, предлагая дружбу, доверяют на все сто, потому что не
представляют, как можно иначе, и не отступают, потому что даже сама
мысль о шаге назад невыносима. Прежде всего – действовать, двигаться
вперёд, не отвлекаясь на всякие «почему» и «это невозможно». Пафос,
оптимизм, упрямство и патологический идеализм оказываются двигателем
сюжета, основой идеологии и попросту самым естественным отношением
героев к реальности.
Долой потолки, ограничения и правила! От дизайна мехов – до
архитектуры городов, от внешнего вида фауны – до внешности героев, в
словах и поступках, в поворотах сюжета – до последней чёрточки
«Гуррен-Лаганн» соответствует девизу «Совершать невозможное и раздавать
пинки здравому смыслу». Как будто сам «Демон подземного мира» глава
братства Гаррен-дан, неподражаемый Камина-сама командовал сценаристом,
режиссёром и всей съёмочной группой, раздавая Ценные Указания.
…А что, вполне возможно: с обнажённой катаной, пронзая указательным
пальцем небеса и поблёскивая своими невероятными очками. Отцензурировал
стыдливость, оставив голый животик, вычеркнул лишнюю романтику
(настоящий мужчина не распускает сопли!), отогнал на периферию сомнения
и страх, но с лихвой добавил дружбы, преданности, честности и
храбрости. И надежды – хотя она в его исполнении похожа на баранью
твердолобость. Но только люди с крепкой башкой способны на настоящие
подвиги: чем крепче череп, тем удобнее прошибать им потолки.
В результате подобной стратегии получилось сжатое в кулак,
скрученное и неразрывное произведение, ценное не только бешеным темпом,
драйвом и событийной насыщенностью, но также и весьма приятным чувством
освобождённости от лишней ерунды. Взведённый до упора, сюжет несётся
вскачь – хватило бы на пару-тройку обычных сериалов. Там, где принято
тратить по паре серий на пробуксовки из разряда «а теперь наши герои
думают, что делать дальше», хватает нескольких минут на короткий
разговор. Пауз немного, и каждая из них оправдана ситуацией – в самом
деле, в некоторые моменты нужно постоять, отдышаться и прийти в себя… а
потом снова двинуться дальше, вперёд и вверх.
Мир «Гуррен-Лаганна» так устроен, что стоит свить уютное гнёздышко,
как его тут же сносит ураганом. Непрекращающаяся борьба за выживание –
постоянно кто-нибудь валится сверху, рыча, ругаясь или стреляя. Стоит
отметить, что по своей структуре сериал не отличается от компьютерной
игры: смена локаций, обязательный бой в каждой серии, «боссы уровней»,
из которых каждый если не круче предыдущего, то уж, по крайней мере,
прикольнее.
А на этот не самый оригинальный скелет нарастили «мясо» из
узнаваемых типажей и довольно-таки стандартных ситуаций. И если
применить какой-нибудь занудливый глубококопательный метод анализа, то
окажется, что всё это уже было миллион раз: крутой пафосный герой +
тихий мальчик, который нашёл крутую вещь + девочка в бикини и с большим
ружьём + мега-мощный робот + принципиальный злодей… «Гуррен-Лаганн»
вполне может считаться ещё одним «Самым лучшим аниме», сборной
солянкой-коллажем: принцессы и рыцари, выбор судьбы и альтернативные
реальности, свадьбы, роды, охота, суд, горячие источники, пляжный
волейбол, даже драка в душевой – и разумеется, финальная разборка
вселенского масштаба. И добро обязательно победит зло, потому что в
меха-сёнэне, который демонстрируют в 8:30 утра, просто не может быть
иначе.
Это своего рода «потолок» как для жанра, так и для искусства вообще.
Под ногами бесконечные «геологические» слои уже отснятого-сделанного
(включая предтечу Top o Nerae! Gunbuster), можно разве что по-новому
обернуть давно знакомую тему или спокойно свернуть на пародийные
рельсы. «Гуррен-Лаганн» не избегает ни того, ни другого – и
благополучно проламывает ограничительные заграждения, декларируя
«вторичность», «эпигонство» и «банальщину» как очередной виток
эволюции. Не нужно переживать по поводу того, что «всё уже было».
История повторяет себя и развивается дальше, и поскольку
«Гуррен-Лаганн» – творение студии, созданной отаку, «своими ребятами»,
то их послание можно считать ответом на фанатское нытьё по поводу
отсутствия оригинальности в современном аниме.
Яблочко от яблоньки? Тысячи других пытались? Исход известен? И что
теперь? Законсервировать себя? И падать ниц перед «бессмертной
классикой»? Объявить состоявшихся мастеров богами и приносить в жертву
тех, кто осмелится нарушить табу? Или отодвинуть прежнее поколение и
начать свой новый виток?
Всё всегда повторяется: через скопированные гены и мечты, и
поколения сменяют друг друга, совершая похожие ошибки и одинаково
радуясь победе. Но это спираль, а не бегство по кругу, так что в новом
витке есть шанс сделать что-то иначе – и лучше. События
«Гуррен-Лаганна» охватывают несколько десятков, а если считать
историческую часть, то и несколько десятков тысяч лет – достаточно
времени, чтобы покрутить «тему повторений»: в речи, в действии и в
изобразительной части – раскрыть её до последней буквы алфавита, в
итоге расставив жутковато-честным эпилогом все необходимые точки и
восклицательные знаки.
Здесь принудительной эволюции подвергается всё, до чего можно
дотянуться. Например, обязательный зверёк-спутник, поддерживающий в
трудную минуту, может поддержать так, что слабонервным лучше
зажмуриться. Враги мутируют от хэллуиновских чудовищ из магазина
игрушек до полноценных инфернальных зверо-монстров в стиле острова
доктора Моро, после чего переходят в стадию хай-тека – и далее, вплоть
до невыразимого.
Что касается меха и вообще визуальной стороны, то иного слова, кроме
как «мордо-дизайн», не подобрать. Физиономии везде – на домах, машинах
и разумеется, на гигантских боевых роботах-ганменах. Олицетворённый
мир, похожий на детскую площадку для игр. Меха в «Гуррен-Лаганне» – это
башка с руками-ногами и с рожей на пузе. Причём это не статичные маски
«для красоты», а вполне себе эмоциональные лица, которыми можно
улыбнуться, оскалиться и что-нибудь проорать. Или просто пообщаться с
другим роботом или людьми.
А вот люди получились несколько карикатурными: каждый персонаж
выполнен редкими, но точными штрихами – красавец-Камина,
непревзойдённая Ёко, зубастый Вирал, сосредоточенный Симон, кавайная
Ния, кокетливый Лирол и многие, многие другие. Поначалу и характеры их
воспринимаются как узнаваемые заготовки-шаблоны, но несущийся на всех
парах сюжет очень быстро наращивает им дополнительных черт,
воспоминаний, привычек и особенностей.
Сериал сам занимается проработкой своих героев, позволяя им выразить
себя в действии, а они, в свою очередь, толкают сюжет вперёд. Ведь
по-настоящему «Гуррен-Лаганн» начинается не тогда, когда бурильщик
Симон находит странную штуковину, и не тогда, когда в родную деревеньку
Дзиху сваливается монстр. Всё завязалось в тот момент, когда Камина,
воплощение шила в известном месте, предпринял очередную безумную
попытку вырваться на поверхность. И слова Камины, переполненные
патетикой и пафосом, принесли не меньше пользы, чем спасительный бур
Симона.
Собственно пафос, которого в «Гуррен-Лаганне» хватает с перебором,
нейтрализован как раз своей пользой: он воодушевляет и вселяет
храбрость, надежду и уверенность в своих силах. Перед лицом врага,
который больше и сильнее в десятки раз, перед безвыходной ситуацией,
грозящей гибелью, простыми словами не обойтись, а вот проорёшь
что-нибудь безумное (или послушаешь чьи-нибудь проникновенные призывы)
– и на душе становится легче, и страх отступает в ужасе перед диким
оптимизмом.
Симон бурит, Камина указывает направление: не вниз, но вверх, к
небу! Словно главные элементы вселенского круговорота: физическая сила
и сила духа, действие и решимость начать действовать, бур в руках и бур
в груди. Поэтому-то такое решающее значение имеет жизнь Камины, более
чем просто второстепенного персонажа.
Каждой попытке прорываться наверх предшествует желание и решимость
эту попытку совершить, и с такой точки зрения «сила духа» – вполне себе
реальная «всё объясняющая» энергия. Без неё не было бы ничего. Без неё
можно сдаться, укрыться в уютных фантазиях, забиться в надёжную нору…
если не явится кто-нибудь неугомонно-крикливый и не вытащит наружу. Так
когда-то Камину воодушевил отец. А потом Камина перенял эстафету
дальше. Эдакая спиральная банальность, которую необходимо повторять
снова и снова. То, что делает людей людьми и отличает их от компьютеров
или животных.
Постоянно развитие при неизменно устремлённой к небу оси: от бура,
которым можно расколоть орех – до раскрученной галактики. Невероятно
пафосно, но уж точно не скучно! GAINAX создали сериал, который сам себя
объясняет – и при этом предлагает оригинальную идею обоюдоострого
объяснения для всего вокруг. Громко, ярко, немного глуповато и может
быть слишком просто – специально, чтобы не тратить время на лишние
мысли и поскорее начинать действовать.
Когда буришь наверх – находишь себя. И возвращаться необязательно.
© Расселл Д. Джонс, 2008.03.12