Пришло время признать: «ловля духов»
уже сформировалась в отдельный жанр, со своими правилами,
художественными средствами, темпом повествования и даже моралью. У этих
«охотничьих историй» солидный фундамент: книги и целые серии
исследований, плюс передачи про экстрасенсов на службе человечества и
хитрых шарлатанов. В конце XX-го века, когда наука подрастеряла кредит
доверия, мода на паранормальное успешно совместила мистику с
рациональностью: то, что раньше принадлежало сказочникам, было передано
экспертам с точными измерительными приборами.
Эта мода не
могла не отразиться на «важнейшем из искусств»: появились комедии,
например, «пародийные» Ghostbusters, что не мешало популярности
серьёзных сериалов типа «Полтергейста» или культовых «Секретных
материалов». Жанр начал своё развитие, но не со сказки, а с детектива,
а потому наследует соответствующие закономерности. Ghost Hunt традиции
не нарушает, борозды не портит и претендует на звание классической
«охоты за духами», тем более что он так и называется.
Итак,
происходит некое труднообъяснимое событие, пугающее, трагическое или
ужасное – с несчастными случаями, видениями, пропавшими людьми. Или
просто что-то неприятное, типа обливания водой влюблённых в парке.
Далее
в соответствующий «дом на Бейкер-стрит» проходит «заказчик» – и
рассказывает о проблеме. Это первая повествовательная часть, содержащая
в себе лишь малую толику правды. После этого команда выезжает на место
и приступает к расследованию, в котором лекции иногда перемежаются
насильственными актами, но чаще – активным проявлениям эмоций. Одни
персонажи отвечают за вопли ужаса, другие – удивляются, третьи на их
фоне демонстрируют пугающую невозмутимость.
Так или иначе, но
дело будет раскрыто, а в финале прозвучит исчерпывающее объяснение
проблемы. Скорее всего, никто из команды серьёзно не пострадает –
иначе, кто будет гоняться за призраками в следующей арке? Могут
появиться новые участники госто-хантинга, а герои продолжат укрепляться
отношения – совсем как между простаком доктором Ватсоном и умником
Шерлоком Холмсом.
Преимущество таких сериалов в том, что они
могут тянуться бесконечно долго, и если у сценаристов хватит пороха в
пороховницах, будет интересно и даже захватывающе. Недостаток – чисто
детективный: шаблонность и монотонность действия. Впрочем, для
любителей подобных расследований проблемы нет. Это, как со страшными
историями: если «ваше», вы будете слушать сопереживать, пугаться и
радоваться победам, но если сказания о Красной Мантии или Прячущемся
Мальчике не трогают ваше рациональное мировосприятие, лучше и не
пытаться.
Как и любой другой собрат по жанру, Ghost Hunt
является чем-то вроде энциклопедии, где описываются различные
проявления потустороннего и экстрасенсорного. Когда есть те, кто хочет
слушать и смотреть про мстительных приведений, обиженных духов и
призрачных зверей, отчего же не показать и не рассказать? В страшилках
такие «статьи» подаются в форме случая: «а вот однажды…» – в сериалах
добавляют специалистов, которые такой случай разбирают по косточкам.
Правда,
здесь нет той зарядки для ума, которую даёт детектив: можно случайно
угадать «кто убийца», но детали дела раскрываются постепенно, на
основании тайных знаний, информации из прошлого, внезапных догадок и
провидческих снов. Однако бессмысленно упрекать Ghost Hunt в регулярном
использовании «роялей под кустом» – в них и состоит вся прелесть
историй. Ведь городские легенды и сборники в стиле «Тайны XX века» для
того и существуют, чтобы утолять голод любопытствующих и развлекать
начинающих медиумов – таких, как Май Танияма.
Май – это
обычная японская школьница™. Ну, не сказать, что совсем
среднестатистическая, и в качестве учащейся она выступает редко, но по
характеру, склонностям и уровню догадливости – вполне себе эталон.
Поэтому её образ не лишён некоторой пародийности, особенно в том, что
касается умственных способностей. Эдакое наивное и слегка назойливое,
порой бестолковое, но бесконечно доброе создание, над которым приятно
прикалываться в манере «а теперь я объясню это попроще – специально для
Май».
Она не столько главная героиня, сколько главный зритель,
делящийся с остальными зрителями своими ощущениями, наблюдениями и
мыслями. Конечно, Май непосредственно участвует в событиях сериала,
благо в команду «охотников» её занесло уже в первой серии. Но её работа
остаётся на том уровне «профессионализма», который доступен обычным
старшеклассницам – а для них, собственно, и был снят Ghost Hunt. Можно
сказать, что Май – это Мэри Сью, удобная и приятная роль, которую может
с лёгкостью примерить любая девушка, чтобы перенестись в захватывающие
декорации проклятых школ и домов с приведениями. Здесь есть в кого
влюбиться, есть у кого учиться, есть с кем соперничать и с кем дружить,
и параллельно с расследованиями разворачивается повседневная жизнь,
сотканная из мелочей и подробностей – фон, придающий происходящему
некоторую достоверность.
С одной стороны, каждый из
гост-хантеров, будучи специалистом в строго определённой сфере, вначале
кажется несколько шаблонным. Но с каждой аркой рассказчица Май получает
новый кусочек-паззл о своих коллегах, при этом и сама понемногу
раскрывается. И хотя действие в Ghost Hunt связано исключительно с
работой, героям приходится уживаться друг с другом, притираться
характерами – при полной гармонии в том, что касается разделения
обязанностей.
Наверное, в любой другой стране такой группы
выглядел бы искусственным и надуманным: учёный, оммёдзи, буддийский
монах, синтоистская жрица мико, католический священник и медиум. А вот
в Японии это выглядит вполне естественно: например, когда, мико
радуется возможности перед рождеством побывать в церкви, а потом
повеселиться под ёлкой.
Да и сама охота на духов по-японски
кажется не проявлением моды, а скорее развитием традиций – одну лишь
«Исследовательскую Лабораторию Сибуя» можно причислить к нововведениям.
Хитогата – свои, не хуже кукол Вуду, вызвать дух лисы – как в резиночку
сыграть на переменке. Вряд ли кого-то удивит экзорцист из Австралии,
приехавший, как в Тулу, со своим самоваром, в страну, где призраков не
только признают, но почитают – и воспринимают соседство духа умершей
бабушки как нечто само собой разумеющееся.
Впрочем, от Джона и
его святой воды тоже есть польза. И от Аяко, при всей сомнительности
самозванной мико. И от монаха, который давно уже не монах. И даже Май –
правда, вред от неё тоже бывает. Пользу здесь извлекают из каждого, кто
подвернётся под руку, и главный специалист в этом рациональном
использовании людских ресурсов – глава Лаборатории Сибуя Нару-тян.
Одарённый,
самовлюблённый, таинственный, семнадцатилетний™ – мечта любой
школьницы. Нарцисс, да и только – какой бы глупенькой ни казалась Май,
этого индивидуума она раскусила с первого взгляда и, признаться, в
дальнейшем повела себя вполне мудро, без нытья, упрёков и попыток
перевоспитать. Ghost Hunt вообще можно считать хорошим примером
здорового отношения к недостаткам окружающих. Лекции здесь читают
только о паранормальном, а друг друга стараются принять такими, какие
они есть.
В этом и заключается «дух» Ghost Hunt: примиряющая
терпимость, что к приведениям, что к людям – уютная семейная атмосфера,
без которой этот сериал оставался бы призраком из 90-х годов XX века,
устаревшей попыткой напугать или удивить. Лёгкий здоровый юмор,
приключения и подробные объяснения, как и почему трясутся стены, а в
окнах мелькают призрачные существа – и никаких всесильных врагов,
всемирных заговоров или неразрешимых конфликтов. Всего лишь несколько
развлекательно-познавательных историй про будни экстрасенсов и одну
школьницу, которая очень любила страшилки.
Источник (Расселл Д. Джонс)