Нельзя
сказать, что у каждого подростка непременно должен быть какой-нибудь
комплекс – комплексы вообще штука неудобная и вредная. Один боится
разочаровать строгого отца, второй слишком сильно любит заботливую
мамочку, третий терзается чувством вины и уверен, что каждый его шаг
приведёт к чьей-нибудь гибели – удобный повод поговорить о высоком и
вечном в промежутке между битвами, когда верному
меха меняют батарейки.
В
промежутке между уроками, на перемене, обычные подростки терзаются
подчас сильнее, чем их ровесники из приключенческих сериалов. Слишком
большой нос, чересчур маленькая грудь, прыщи или заикание – эти и
другие проклятия способны превратить жизнь в трагикомедию с элементами
хоррора.
Стоит ли притворяться – любое отличие от
среднестатистического стандарта может послужить поводом для
беспокойств, был бы повод, то есть, желание стать для кого-нибудь
идеалом. Понятно, что безупречные люди в реальности не встречаются, но
когда недостаток не скрыть, а понравиться очень-очень надо…
На
первый взгляд это аниме неприлично предсказуемое: в названии слово
«Комплекс» и два главных героя – девушка-дылда и паренёк-коротышка с
разницей в 16 сантиметров, ставшие для всей школы комическим дуэтом Олл
Хансин Кёдзин. Разумеется, благодатная тема для шутовства и кривляния,
что на эстраде, что в любом классе. Можно не напрягать фантазию для
дежурных дразнилок: «пигмей!» – «великанша!», «гном!» – «верста
ходячая!»
Но этот сериал вовсе не о комплексах и даже не об их
преодолении. Психиатров среди персонажей не наблюдается, и кушетка как
предмет мебели отсутствует. Зачем так усложнять? Никто не вымаливает
жалость и не терзается невыносимой ненавистью к своему росту, характеру
и даже полу – подумаешь, ерунда какая, главное, не сдаваться, ведь
хороших людей – большинство, и друзья всегда подскажут и помогут. В
отличие от эмо-трагедий, нацеленных на преувеличенное раздувание
болезненных детских «я-так-больше-не могу!», в «Трогательным комплексе»
герои смотрят на мир с оптимизмом и после очередной оплеухи
отряхиваются, собираются – и вновь готовы «к труду и обороне».
В
этой задорной и светлой школьной комедии две похожие противоположности
каждый день преодолевают свой персональный квест – и на первых сериях
как раз выходят на новый уровень, где к обычным испытаниям
примешивается небезызвестная напасть на букву «Л».
Кто не
признавался – не поймёт, кто не влюблялся – не оценит, каких усилий
стоит открыть рот и выдавить несколько заветных слов, о которых и
думать-то страшно. «Трогательный комплекс» однозначно противопоказан
зрителям с толстой шкурой и хронической забывчивостью по части
собственных школьных переживаний. Всех остальных – милости просим под
контрастный душ из уморительных гэгов и драматических моментов, которые
сменяются совсем как настроения влюблённого сердца.
Под лёгким
и удачно подобранным музыкальным соусом, с карикатурными физиономиями и
уморительными харьками, штриховкой, тёмными глазами и всеми возможными
вариациями гипертрофированных эмоций, в окружении чисто знакомых
элементов молодёжного быта – эта история не выделялась бы ничем, кроме
зубастых кроликов и габаритов главных героев, если бы не несколько
примечательных обстоятельств.
Во-первых, «Трогательный
комплекс», будучи школьно-японским, позволяет окунуться в атмосферу
«почти победившего» феминизма: первый шаг, по устоявшейся традиции,
здесь делает девушка. Перед ней раскрыты тысячи возможностей: от
шоколадного тортика на 14-е февраля до организации клуба имени
божественного возлюбленного. Как правило, это смешно, временами
диковато, и порой становится жаль мальчишек, которые должны как-то
реагировать на происходящее, тем более что зоркая общественность в лице
одноклассников не преминёт посетовать на чёрствость и бесчувственность
«похитителя женских сердец».
Во-вторых, мало где так подробно
раскрываются тонкие грани между влюблённостью и дружеской
привязанностью. Не раз вспомнишь утверждение, что «любовь – это
чудовище, которое питается дружбой», и болеешь уже не столько за удачу
в любовных испытаниях, сколько за двух приятелей не разлей воды,
которых словно неведомая сила делает чужими.
Ну, а главное –
это ощущение летящего времени, когда дни рождения, кажется, следуют
одно за другим, и вчерашние усилия незаметно превращаются в опыт и
драгоценные воспоминания. По своему послевкусию «Трогательный комплекс»
чем-то похож на «
Мёд и клевер»:
так и хочется воскликнуть: вот она, «юность золотая», не успеешь
насладиться ей – и она уже позади. Преодолел ты преграды или нет,
получилось задуманное или пришлось отступиться, но уже нет того
щемящего чувства «новизны чувств», наивности и страха перед неудачей.
А
какие неудачи запоминаются на всю жизнь? Проваленные экзамены,
проигранные соревнования – или всё же первый,
не-потому-что-так-принято-обязательный, а самый настоящий шоколад на
Валентинов день? Страшно ведь не в любви признаваться, а получить
отказ, словно бы получить подтверждение своей роковой ущербности, хотя
одно с другим редко связано – но ведь об этом редко удаётся узнать… О
недостатках начинают всерьёз переживать не на ежегодном медосмотре, где
меряют рост, а тогда, когда от близости к идеалу зависит буквально вся
жизнь.
Многочисленные исследования неоднократно подтверждают,
что повышение уровня закомплексованности прямо пропорционально
состоянию влюблённости. В переводе на человеческий язык: можно сколько
угодно потешаться над чужими переживаниями по поводу внешности или
общей «клёвости», но стоит всерьёз запасть на кого-то, причём на того,
кто находится рядом – и собственные качества ставятся под сомнения, а
от непреодолимости недостатков тянет прыгнуть в окошко.
Конечно, в
додзин-новел*
ОН обязательно признается в любви, да ещё с такими комплиментами, что
от счастья расплывёшься, как подтаявшее мороженое. В реальности может
просто посмеяться и не поверить или, хуже того, с раздражением
отвергнуть искренние чувства. Конечно, есть счастливчики, уверенные в
собственной исключительности, самовлюблённые красавчики и кавайные
милашки, которым всё по плечу. Но это они…
Маринованной редьке
нелегко превратиться в краба, и мысли близкого человека всегда будут,
словно скрытый клубами горячего пара продавец рамена в забегаловке.
Запутанность собственных чувств требуют немедленного постороннего
вмешательства и даже безжалостной провокации – пока не врежешь «этому
барану» специальным мозгоправительным ударом, так и будет тупить
дальше. И вот экстраверты начинают скрытничать, оптимисты – биться
головой о стену, а вчерашние тихони окружают себя гаремом из
трансвеститов.
Вычурный по части юморизма и визуальных
приколов, «Трогательный комплекс» между тем психологичен и точен в том,
что касается жизненных ситуаций, а герои его далеко не так плоски и
однозначны, как может показаться поначалу. Они растут и взрослеют с
каждой серией, меняют свои взгляды, учатся понимать себя и смотреть на
себя со стороны. Три пары – и полный «любовный комплект» романтических
историй на любой вкус, историй в развитии, со своим финалом – и
надеждой на продолжение. Здесь есть кому сопереживать, и хватает
ситуаций, в которых можно узнать свои собственные «маленькие трагедии».
Нет ничего плохого в «комплексе любви» – наверное, это и значит быть
подростком.
Источник (Расселл Д. Джонс)