Как-то
так сложилось, что в самурайских боевиках самое главное – это «боевик».
Самураи не обязательны, а историзм используется как оправдание
постоянным смертоубийствам: такие уж были времена, все против каждого,
и каждый против всех, из дома невозможно выйти, чтобы не столкнуться с
могучим воином, жаждущим развеять скуку путём усекновения чьей-нибудь
головы. Балом правит «Манускрипт Ниндзя»: подчёркнутая специализация
монструозных злодеев, неприкаянность главного героя, путешествие по
горам да по берегу моря, своеобразные отношения между странниками,
которые сначала ссорятся, а к финалу сближаются, – всё это стало
законами жанра, и бессмысленно упрекать продолжателей в
неоригинальности. От таких картин не ждут новых открытий или
сногсшибательных идей, не говоря уж про предсказуемость итога: «и
[почти] все умерли». На первом месте – Sturm und Drang, ярость и
натиск, цепочка кровопролитных сражений с легкой прослойкой из шуток,
лирики и красивейших японских пейзажей.
В «Мече чужака» есть всё вышеперечисленное – и даже обнаруживается
что-то вроде магии, не в масштабах «Дзюбея», но не без этого. Однако
лучше бы полнометражному творению студии BONES вообще обойтись без
ярлыка «самурайский боевик» и не обманывать зрительских ожиданий. Иначе
складывается печальная картина: заявленный жанр, обложка и краткое
описание сюжета сначала привлекает, а потом разочаровывает одних и,
напротив, отталкивает тех, кто способен по достоинству оценить это
произведение. Оно ведь не к прозе ближе, а к поэзии, а в поэзии можно
тысячу раз воспевать осень, море, небо и облака, тысячу раз говорить о
надежде – и каждый раз без повторов.
Главное художественное достоинство (и коммерческий недостаток) «Меча
чужака» – это неочевидность тех идей, которые в него заложены. С
наскока всё кажется чересчур примитивным и даже немного затянутым:
вроде бы слишком много разговоров, ничего не дающие ответвления сюжета
и с природой кое-где перебор. Для самурайского боевика, действительно,
хватает лишнего, впрочем, не в ущерб экшену.
По боевой части «Меч чужака» демонстрирует отличное качество
исполнения и мастерскую хореографию. Действие развивается по
нарастающей: от небольших драк и мимолётных стычек до захвата крепости
и финальной смертельной дуэли. Нашлось место и политическим, и
тактическим вопросам. Главный герой Нанаси-Безымянный, хоть и привязал
свой меч к ножнам, миролюбивее не стал и, в отличие от других
«завязавших» убийц, лекций о «любви и мире» не читает.
Каждый поединок здесь соответствует тому правилу, что в схватке
сильного со слабым бой длится ровно столько, сколько надо сильному
противнику, а когда сходятся равные, поединок заканчивается тогда,
когда выяснится, кто лучше. Так что «стать самым сильным» – вполне
достойная и уважаемая цель в жизни. Клинку всегда можно доверять, его
не затошнит от бесконечных войн, ему не снятся кошмары, он не боится
сломаться. Путь самосовершенствования долог и труден, но однажды ты
достигнешь вершины и станешь непобедимым воином... Юноши думают именно
об этом, а не о том, что будет после. А ведь когда рядом нет равных,
наступает скука, и вся дальнейшая жизнь превращается в утомительные
поиски врага, который победит – то есть, сумеет прикончить. Беловолосый
чужак Рароу, в одиночку расправляющийся с шайкой бандитов, это и есть
та самая вершина, конец развития и вместе с тем недостижимый идеал, в
то время как Фуго и другие видят только его силу, не понимая причин
уныния.
Бывают и другие цели – в «Мече чужака» уместилась целая галерея
людских устремлений. Например, простые люди мечтают о везении: поймать
рыбку побольше, продать дайкон подороже или получить награду за поимку
какого-нибудь преступника. Самурай вздыхает о принцессе, даже если нет
никаких шансов на такую партию. Правитель маленькой провинции не прочь
поторговаться с гостями из Китая: золота у них в избытке, так почему бы
не заломить цену и не обогатиться? Военачальник грезит о победоносной
войне, но не ради господина, а ради себя.
Конечно, мечтать правильнее о том, что достижимо. Но если хватает
смелости, то получить можно всё, включая бессмертие. Сюжет фильма
основан как раз на такой мечте и на тех средствах, которыми она
осуществляется. Ничего сложного: немного терпения, много золота, верные
люди и правильно поставленная организация дела – и скоро таинственное
снадобье сэньяки окажется в руках у Императора Поднебесной,
достойнейшего из смертных.
Так уж всё устроено: чтобы получить награду, надо выдать
преступника, чтобы получить принцессу, надо подняться повыше по чужим
головам, чтобы завоевать страну, надо пролить немного крови. Немного
чужой крови – и цель будет достигнута.
Кровь щедро льётся в «Мече чужака», и ярким пятном выделяется в
серовато-жёлтых красках поздней осени. Алая кровь и красные плащи
чужаков – единственное, что бросается в глаза, пока остальной мир
прижимается к земле под порывами стылого ветра.
И вот среди этих унылых пейзажей встречаются двое... вернее, трое:
мальчик, пёс и мужчина. Целей у них нет, желания – наипростейшие.
Мальчик пытается спастись от преследователей, пёс хочет его защитить,
мужчина предпочитает просто жить и воздерживаться от подвигов. В
бессердечно-деловитом мире приказов, интриг и хитроумных планов ярким
контрастом становится простота этой троицы. И пока серьёзные
целеустремлённые люди заняты расследованиями, пытками, заговорами и
разгадыванием чужих секретов, Котаро, Тобимару и Нанаси заботятся друг
о друге и движутся вперёд, не особенно задумываясь о завтрашнем дне.
Следует особо отметить первоклассную проработку этих характеров,
которая проявляется и в анимации, и в озвучке, и в поступках. Другие
персонажи «Меча чужака» тоже на высоте, но эти трое получились совсем
как живые.
С собакой понятно: в BONES стаю волков съели на звериных героях, так
что даже мимика у Тобимару такая, какая бывает на морде умного пса.
Также стоит отметить точно переданные повадки и внешний вид лошадей,
тем более что в «Мече чужака» верховая езда занимает не последнее
место.
Взаимоотношениям Котаро и Тобимару уделено немало экранного времени,
но это не тот случай, когда создатели фильма пытаются скрасить огрехи
картины за счёт умильности животных и детей. В плотно сбитом сюжете
практически нет лишних сцен, и трогательная – истинная – дружба Котаро
и Тобимару призвана подчеркнуть окружающую жестокость. Когда люди не
испытывают ни капли жалости друг другу, только глупый ребёнок может
любить и жалеть своего пса.
Тем не менее в Котаро нет ничего необыкновенного: вполне себе
самостоятельный мальчишка, многое переживший, но сохранивший в себе
способность доверять другим. Он скрывает страх за наглостью, но
стыдится своих резких слов. Больше всего Котаро боится остаться один –
за свою короткую жизнь он успел столько всего потерять, что возможность
новой потери ужасает.
Для покрытого шрамами Нанаси это знакомая проблема, и он нашёл для
себя лекарство: отказался от всего, даже от имени. Но, видимо, пустота
ещё страшнее – иначе, зачем бродячий самурай влезает в неприятности и
вступается за мальчишку, который даже рыбой с ним не поделился? Может
быть, ради пса?..
В «Мече чужака» доброта не объяснена – собственно, как и жадность,
зависть, тщеславие и другие чувства, управляющие людьми. Бандит,
притаившийся в сухой траве, словно богомол перед охотой, радуется,
увидев добычу. Седой, высохший, как паук, алхимик судорожно цепляется
за возможность хотя бы прикоснуться к бессмертию. Самурай играет с
маленькой дочкой и при этом поглядывает на дом своего господина. Монах,
изнывающий от угрызений совести, упрекает воина в трусости и подспудно
просит смерти за такое оскорбление. В каждой сцене содержится
подсказка, уточняющая главную идею фильма и добавляющая новую чёрточку
к портрету персонажа.
Не меньшую роль играют многочисленные мелочи и детали, благодаря
которым фильм становится полнее и богаче. Например, ряд ключевых
эпизодов дополнен сравнениями, сродни тому, как это происходит в
поэзии: прерванный поединок – и рыба, сорвавшаяся с крючка, разговор о
краткости жизни – и свеча, которую задувает сквозняк.
Хотя на первом плане – мужчины, женские характеры не остаются в
тени, будь это меланхоличная торговка, суровая жена, понукающая
мужа-зеваку, или прекрасноликая принцесса.
Кроме того, в «Мече чужака» заметно проявился юмор и тонкая ирония,
характерная для картин студии BONES. Чего стоит выстрелившее ружьё или
краска для волос, заставляющая вспомнить о старой шутке про некую
японскую школу, где из-за строгого запрета красить волосы одному
мальчику пришлось покрасить свою слишком выделяющуюся, благодаря
папе-иностранцу, шевелюру.
Если вдумчиво и внимательно смотреть этот фильм, окажется, что он
вместил в себя не только черты, характерные для самурайских боевиков, и
не только пародирование и переосмысление законов этого жанра. Выходя за
рамки конкретного исторического момента, «Меч чужака» обращается к
состоянию «чуждости», «инаковости» – и желанию избежать одиночества,
связанного с этой «инаковостью».
Цели объединяют людей, но чаще принуждают к войнам. Поскольку
невозможно понять, о чём думают и к чему стремятся окружающие, каждый
из них может стать врагом. Собственно, каждый человек – это «чужак в
чужом краю», ищущий что-то или от чего-то убегающий. Главное, сохранить
хотя бы крупицу надежды – как в пронзительном, устремлённом вперёд
финале, без признаков весны, но с восходящим солнцем и со следами на
чистом снегу.
Источник (Расселл Д. Джонс)