«Все
мужики – козлы». Конечно, не «все» и не всегда это самое, а чаще всего
лишь грубые, жестокие, бессердечные, жадные, просто тупые, тормозные,
неискренние, невнимательные и ненадёжные, не «герои», когда это
необходимо, и не способные хотя бы быть рядом, когда они так нужны… А
если вкратце, то «В.М.К.»
Объекты данного высказывания, безусловно, нередко испытывали чувство
глубокого душевного протеста и принципиального несогласия с подобной
оценкой. Ну как же так?! Стараешься, делаешь всё как лучше, любишь изо
всех сил и желаешь им только добра, а они!.. «Курэнай» позволяет не
только понять эту точку зрения, но и найти возможные пути решения.
Главное, не слишком вдумываться в поступки персонажей сериала, иначе
можно прийти к выводу, что женщины зачастую сами виноваты в своих
бедах, не знают, чего хотят, усложняют себе жизнь – и нередко получают
по заслугам. А потом ещё и обзываются.
Прекрасной половине зрительской аудитории ничего объяснять не надо.
Ждать, надеяться, искать, терпеть, прощать, спасать, подталкивать,
просить, заботиться, помогать, поддерживать, жить ради – при любой
выбранной стратегии, рано или поздно, с языка срывается пресловутое
«В.М.К.». Некоторые особенно упорные в итоге тихо умирают, но это не
совсем тот выход, которым следует воспользоваться.
Если бы можно было опросить героинь «Курэная», то они бы нашли что
порассказать – и посетовали бы на глубокую пропасть между своим идеалом
и реальными воплощениями. Впрочем, они-то не молчат и время от времени
делятся своими соображениями. Чем мужчины отличаются от женщин, в чём
специфика проявлений любви с той и другой стороны, каких женщин в итоге
выбирают – практический курс с иллюстрациями занимает солидную часть
сериала. Разбираются всевозможные случаи, от банального до уникального,
от забавного до глубоко трагичного. Разброс по возрастам тоже имеет
место быть: от пожилой прислужницы до семилетней «принцессы», которая
повторяет непонятные ей фразы за взрослыми подругами и понимает то, что
им недоступно.
Тема не нова, но японская точка зрения вообще примечательна
взрывоопасной смесью восточного традиционализма и западной
освобождённости от рамок. На пьедестал возводятся поочерёдно то
послушные тихони a-la Ния из «Гуррен-Лаганна», то крутые девицы типа
Фэй Валентайн («Ковбой Бибоп») или Бальзы («Хранитель священного
духа»). В «Нане» женские истории так и вовсе стали центром
повествования, поскольку «романтическое мыло» по сути своей посвящено
исследованию женской доли.
В «Курэнай» учтён опыт предшественников – и собрана коллекция из
самых разных, и по внешности, и по судьбам, красавиц. Не менее
примечательна смесь стилей: драма, комедия и детектив с элементами
боевика. Но что более важно, этот сериал не только весьма
последователен в раскрытии характеров, но также гораздо серьёзнее, чем
другие, относится к существующим проблемам.
Впрочем, наличие фантастических элементов не позволяет воспринимать
«Курэнай» как жизненную историю, которая могла произойти где-нибудь по
соседству. Идеи хороши, но воплощение грешит искусственностью,
стилизациями (в том числе и под мюзикл), перевёртышами канонических
тем. Главный герой Синкуро Курэнай – отнюдь не «обыкновенный молодой
человек», проблемы клана Кухоин не относятся к распространённым, и
получается несколько пристрастная оценка. Достоверность характеров
затемнена невероятностью ситуаций, а накал страстей обеспечен
экстранормальными дилеммами. Хватает пародийных моментов и обыгрывания
штампов, есть элементы школьной комедии и гаремного сёнэна, а Бэника
так и вовсе стандартный персонаж – мужественная леди-босс со
способностями супер-агента, как Балалайка из «Чёрной лагуны». Многие
удачные находки размывают главную идею и слишком контрастируют с
серьёзностью поставленных вопросов, так что финальные серии могут
восприниматься как что-то отдельное, едва ли не лишнее.
Таких несоответствий и противоречий в «Курэнае» с избытком. Начиная
с названия – фамилии главного героя, который, конечно, принимает
непосредственное участие в действии, но внимание на юноше
концентрируется, как правило, тогда, когда на него обращают внимание
окружающие дамы. Он может быть чьим-то другом, одноклассником, учеником
или опекуном, но самого по себе Синкуро как бы нет. По-настоящему
главная роль, разумеется, у Мурасаки – и отнюдь не только потому, что
прелестная семилетняя девочка с замашками королевны априори
притягательнее любого взрослого или подростка.
История Мурасаки, её желания и цели, похищение и поиски
«единственной девушки клана», её прошлое и будущее – без этого
«Курэнай» был бы лишь серией прекрасно выполненных, интересных, но не
самых выдающихся бытовых зарисовок о школьниках, студентах и
преступниках. Более того, с развитием характера и поступление новой
информации о Мурасаки предыдущие события с её участием каждый раз
заново осмысляются, так что простые слова и поступки обретают новый
смысл.
Да и сама малышка – образ противоречивый и в немалой степени
символический. С одной стороны: штамп «принцесса среди обычных людей»,
с чем связаны многочисленные забавные эпизоды. И глупости с
последствиями, и обучение её основам нормальной жизни, и внушающее
уважение достоинство, с которым она держится со взрослыми, и даже
пресловутое «богатые тоже плачут» – всё это уже было ещё у Марка Твена.
Но когда сквозь самоуверенность и благородные привычки проступает
другая, подлинная правда о положении Мурасаки Кухоин, трагикомедия
перерастает в драму, от которой невозможно отмахнуться, тем более, что
какого-то единовременного решения здесь нет.
Едва ли не каждая понятная (и стандартная для жанра) мотивация
оборачивается своей полной противоположностью. Похищение не с целью
похитить, спасение от спасения, братская забота без братского чувства –
неожиданный финал оказывается вполне закономерным для такой истории,
где даже подросток с супер-способностями предпочитает проиграть, но
сохранить верность своим принципам.
Уют и простота, воспетые и помещённые в рамочку с надписью «самые
прекрасные воспоминания», убежище, где невозможно спрятаться, добрые
друзья, которые не могут защитить, – всё самое прекрасное, что
открывает Мурасаки во внешнем мире, оказывается иллюзией, а сама она
становится Евой, которой предстоит вернуться в райский сад.
Но и побег, и необходимость отказаться от тактики бегства важны не
только для Мурасаки. Её судьба становится метафорой пресловутой борьбы
женщин за свои права: требование не свободы вообще, но свободы
выбирать, кого можно любить, не отказ от обязанностей быть женщиной и
матерью, но желание стать чем-то большим, чем просто «устройством» для
продолжения рода.
Прекрасной половине зрительской аудитории не надо объяснять, на чём
основаны идеи феминизма. А вот мужчинам, пожалуй, трудновато вникнуть в
тонкости этого противоречивого и одновременно целостного мировоззрения,
которое может сочетать в себе мужской костюм и умение драться – с
потребностью быть любимой. Так что некоторая искусственность ситуации и
заострение конфликта обоснованы. Иначе не объяснить.
И как бы ни казалось, что эти проблемы в далёком прошлом, сейчас
другие времена, а таких «атавизмов», как традиции клана Кухоин, давно
уже нет, но красная линия между на двумя половинками человечества,
никуда не делась. «Warning!», «Dangerous!», «Осторожно!» – отпугивает и
притягивает, разделяет и соединяет. Главное, помнить, что женщины –
невероятно противоречивые существа, и если говорят что-нибудь обидное,
то чаще всего имеют в виду: «Почему ты не позволяешь мне любить тебя и
быть счастливой?»